Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Развитие бисерного производства и рукоделия в России.
Любили носить мелкие бусы, напоминающие бисер, женщины Киевской Руси. Стеклоделательные мастерские существовали в Киеве, Новгороде, Чернигове и других крупных центрах ремесленного производства. Нашествие монголо-татар на долгие годы прервало развитие ремесла на Руси.
В XVII столетии русские активно использовали привозной бисер и стеклярус в меновой торговле с народами Сибири. В числе товаров, которые везли русские торговцы, почти всегда значились оба этих материала.
Для украшения костюма в то время использовали жемчуг, им вышивали отдельные части одежды, делали из него и украшения. Бисер и стеклярус ценились невысоко. В 1635 году упоминается о покупке бисера Царицинской Мастерской Палатой для отделки платья шутихи.
В это же время были предприняты первые попытки наладить производство стекла и бисера в России. В подмосковном селе Измайлово построили стеклянный завод. В Италию отправили русского посланника Ивана Гебдона. Цель его поездки — нанять на царскую службу мастеров-стекольщиков. В 1676 году в Москву прибыли венецианские стеклоделы. Завод проработал до 1706 года.
В XVIII веке применение бисера и стекляруса стало более разнообразным. Появились предметы повседневного обихода, украшенные чехлами, сплетенными из бисера. Бисерно-стеклярусные вышивки использовали в качестве картин, панно, настенных покрытий, заменяющих обивку. Примером может служить стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме. Бисер и стеклярус стали все чаще встречаться на предметах культового назначения. Ими расшивали оклады икон, образки, ленты, на которых подвешивали лампады и паникадила, появились бисерные четки.
В начале века, в 1724 году, была предпринята вторая попытка наладить производство бисера в России. Для этого советник коммерц-коллегии Андрей Кассинен предложил отправить молодых людей в Италию для обучения и пригласить в Россию венецианских мастеров. Он писал: «...круглые всяких разных колеров стеклянные бисеры, кроме Венеции, нигде не делаются».
Шло время и уже М.В. Ломоносов, доказывая необходимость создания фабрики по изготовлению бисера, писал: «В 1748 году через Санкт-Петербургский порт в страну было привезено 472 пуда бисера и два пуда стекляруса, в 1752 году — бисера привезено в четыре с половиной раза больше, а стекляруса в четыре раза больше». Наконец в 1754 году фабрика была открыта в Усть-Рудице под Ораниенбаумом. Здесь наладили производство бисера, стекляруса, граненых камней, стекла для мозаики по особой технологии на оборудовании, придуманном самим ученым. В 1755 году была выпущена первая продукция. Производство задерживало отсутствие квалифицированной рабочей силы. В 1765 году, после смерти Ломоносова, фабрика была закрыта.
XIX век связан с расцветом бисерного рукоделия в России. Светские дамы и купчихи, горожанки и крестьянки пробовали свои силы в этом виде народного творчества. Причем увлекались им не только женщины, но и мужчины. Немалое количество вещей выходило из рук крепостных тружениц помещичьих мастерских и мастериц монастырей. Порой это были поистине уникальные вещи. Например, в имении графа Тарановского в Черниговской губернии была мебель, у которой по воспоминаниям современников «все сиденья затянуты изумительными вышивками бисером. По белому фону вышиты цветы, птицы и фрукты. Работа исполнена тончайшим бисером в Кача-новке крепостными».
Во второй половине XIX века интерес к бисеру и стеклярусу постепенно затухал, но в конце века вспыхнул с новой силой. Появилась мода использовать бисер и стеклярус в отделке предметов интерьера. Из разноцветного стекляруса делали, например, бахрому на абажурах, занавесках, скатертях. Из Франции пришла мода использовать бисер и стеклярус в отделке дамских костюмов и различных дополнений к одежде. К. А. Коровин (великий русский живописец) писал: «К нам подошла молодая красивая девица в шляпке, в кружевных перчатках и в черной накидке, отделанной бисером. Франтиха из Звенигорода». Великолепные дамские туалеты с бисерными и стеклярусными вышивками делали в известных русских фирмах А. Т. Ивановой в Петербурге и Н. П. Ламановой в Москве.
Значительно шире использовали бусы, бисер и стеклярус в отделке одежды в начале XX века. Ими вышивали орнаменты, из них плели бахрому, которой обшивали детали платьев и накидок. Именно в это время мастеров бисерного рукоделия начали готовить в Петербургской школе народного творчества и в школах художественных рукоделий многих крупных городов России. После революции 1917 года все они были закрыты. Но остались люди, любящие бисер и умеющие создавать из него прекрасные произведения искусства.
Начиная с 1970 года, в стране стало возрождаться бисероплетение, совершенствовались и развивались известные техники, создавались новые. К 1990 году бисерное рукоделие стало одним из самых любимых и модных видов народного творчества. Именно в это время была предпринята последняя попытка наладить производство отечественного бисера. В Харькове организовали производство бисера хорошего качества, разных цветов и размеров. После распада Советского Союза производство было закрыто.
08 июн 2007, 12:24
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.