Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 20 века » Сочинение: С. Есенин—«последний поэт деревни»

Сочинение: С. Есенин—«последний поэт деревни»

Сочинение: С. Есенин—«последний поэт деревни»За Сергеем Есениным прочно укрепилась слава поэта «с крестьянским уклоном». По своему рождению и призванию он был таковым:

У меня отец — крестьянин,
Ну, а я — крестьянский сын.


Мир стихов Есенина — мир сельский, в такой же степени как мир поэзии Маяковского или Блока — городской. Поэт — один из немногих в русской литературе того времени выходец из деревни, и он по праву воспринимал себя как лирического представителя сельского уклада в многообразии направлений современной ему поэзии.
[sms]
Первый сборник есенинских стихов называется «Радуни­ца». С ним нам открывается возможность заглянуть в жизнь родной поэту деревни. Его пейзажи только отчасти «природ-ны» — в них настойчиво возникают детали, связанные с сель­ским бытом:

Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.


Не просто поля, а пашни и нивы, не столько луга, сколько сенокос становятся объектом описания автора. Сельская жизнь во всех ее проявлениях — вот содержание ранней по­эзии Есенина. Крестьянский труд со всеми его тяготами и ра­достями влечет к себе поэта: косьба, кузнечное дело, работа пахаря и жнеца — все это хочет описать он в своих стихах. Однако не только будни, но и праздники деревни находят свое отражение у Есенина. Троицын день и Купалье, девичники и солдатские проводы, сельские гулянья и ярмарки неизменно сопровождают читателя его стихов. Так, в чередовании тру­дов и немудреных праздников, и проходит жизнь обитателей деревенского мира Есенина. Мир этот — патриархальный, со своими обычаями и ритуалами, глубоко религиозный. Розо­вые иконы, сельская церквушка, богомольцы, сам Господь, идущий «пытать людей в любови» — все эти образы суть не­отъемлемая часть его описаний. Религиозность присуща де­ревне изначально, это тот источник, из которого выросла глу­бокая нравственная сила народа, чистота и любовь к ближне­му. А кроме того, в ней — мощное эстетическое начало, ведь всякий церковный ритуал, всякий праздник одновременно и яркое, радующее душу зрелище:

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Постепенно в поэзии Есенина образ деревни перерастает в олицетворение всей России. Близкий и дорогой его сердцу ук­лад жизни поэт распространяет на всю страну:

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа...
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.


Мечты о будущем России у Есенина связаны, прежде всего, с патриархальным сельским раем. Городской цивилизации он предпочитает жизнь, «привязанную» к земле, к деревенскому ТРУДУ. к природе. Индустриальная Америка вызывает у него чувство острого неприятия. Его мечта — изменить облик этой «отколотой» страны:

И вспашу я черные щеки
Нив твоих новой сохой...


Его Инония — райская страна — видится ему в нивах и ха­тах, в лучах заходящего солнца, со светлым именем Спаса.

Для художественной системы Есенина свойственно противо­поставление города и деревни, причем ему придан поэтом ха­рактер глобального, мировоззренческого конфликта. В творче­стве автора можно проследить целый ряд контрастных призна­ков, присущих этим двум мирам: мир сельский — здоровый, чистый, полноценный, светлый, добрый, естественный и живой; мир городской — больной, порочный, ущербный, мрачный, жес­токий, искусственный и мертвый. Жизнь в городе пагубно ска­зывается на душе героя:

Я усталым таким еще не был...
Бесконечные пьяные ночи
И в разгуле тоска не впервь!


Он с грустью вспоминает свою прежнюю жизнь, чуждую го­родским порочным забавам, суете. От всех его простых и свет­лых радостей сельского мира только и осталось, чтобы «грусть свою уменьшить», «золото овса подать кобыле», увиденной на городской улице. Герой чувствует себя неуютно в новом для не­го городском мире. Его решение остаться в нем сулит боль и то­ску, пьяные ночи в столичных кабаках, репутацию «хулигана». И поэтому ему часто хочется вернуться в родную деревню:

Слушать песни дождей и черемух,
Чем здоровый живет человек.

Город враждебен и агрессивен. Он наступает на милые серд­цу поэта поля. Под пятой железного коня трогательный тонконогий жеребенок обречен на гибель, спелые колосья соберет не­живая, чужая ладонь, а певцу родимой стороны придется ей петь «аллилуйя». Наступление города автор сравнивает с без­жалостной охотой, с травлей:

Город, город, ты в схватке железной
Окрестил нас как падаль и мразь.


В послереволюционном творчестве Есенина тема деревни обрела новое звучание. Село изменилось. С церквей и колоко­лен сняты кресты, вместо икон — портреты Ленина, кругом — суета, новая жизнь, новые интересы. Никто не узнает поэта в родном селе, которое, как чувствует герой, когда-то будет только тем и знаменито, «что здесь... баба родила российского скандального пиита». С тоской глядит поэт на новую деревню, где не нужна его поэзия, да и он сам. И в его стихах появляют­ся новые настроения. Он пытается привыкнуть к происходяще­му и увидеть в нем что-нибудь близкое. Он пишет: «Мне те­перь по душе иное». Бедные поля, жалкие лачуги, нищета — вот таким он видит образ прежней деревни. Во имя благоден­ствия, богатства страны — «каменного и стального» — он от­ступается от нее. Но нельзя сказать, что поэт предает родной ему жизненный уклад, переходит в стан противника. Нет, ему по-прежнему близки идеи его молодости. Он по-прежнему до­рожит теплом и светом сельской жизни. За поверхностным го­родским лоском, за лайковыми перчатками и заграничным кос­тюмом — все тот же «беспечный парень», который запросто может взять в руки косу и вывести ею «травяные строчки»; читать их сможет «каждая корова», и оттого душу героя напол­няет радость: результат его труда ясен и очевиден, к тому же несомненно полезен, тогда как стихи... И потому он с полным правом говорит о себе:

Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.


У слова «золотой» — несколько значений. Их совокупность, на мой взгляд, как нельзя более полно и точно характеризует отношение Есенина к данной теме. Во-первых, «золотой» — значит, сделанный из золота, то есть драгоценный, дорогой (в обоих смыслах слова). Во-вторых, «золото» — так мы гово­рим о чем-то или ком-то замечательном, прекрасном. В-треть­их, золотой — это цвет солнца, источника света и тепла, цвет, излюбленный автора. В его стихах — «солнца луч золотой», золотые звезды, позолота листопада, золото колосьев, «земля моя златая». Это слово — одно из самых распространенных эпитетов в поэзии Есенина, и с ним всегда связано чувство неизбывной любви и света. И потому изба у поэта «бревенчатая» и «золотая».

В ряду певцов сельской жизни Есенин, пожалуй, действи­тельно «последний поэт». Всем своим творчеством он был пре­дан этой теме. Проникновенность, глубокое чувство, поэтичес­кая сила его стихов о деревне не оставляют равнодушным чита­теля и свидетельствуют о том, что всем сердцем, всей душой автор любил этот прекрасный и светлый мир своего детства и своих взрослых снов.[/sms]
26 ноя 2007, 16:50
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.