Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 20 века » Сочинение: Пророчество А. Платонова в повести «Котлован»

Сочинение: Пророчество А. Платонова в повести «Котлован»

Сочинение: Пророчество А. Платонова в повести «Котлован»Творчество Андрея Платонова помогает современному чи­тателю разобраться в событиях, происходивших в России в 20—30-е годы XX века, в период укрепления в нашей стране Советской власти. К числу произведений, правдиво отразив­ших события этого времени, относится его известная повесть «Котлован».

Платонов начал писать ее в декабре 1929 года, в самый пик «великого перелома», или, как говорится в самой повести, в «светлый момент обобществления имущества». Работа писа­теля над «Котлованом» была закончена в первой половине 1930 года. Эта своеобразная повесть — и социальная притча, и фи­лософский гротеск.

Главный герой произведения Вощев попадает в бригаду, ко­торая должна вырыть котлован. Мы узнаем, что раньше Вощев работал на заводе, но был уволен оттуда за то, что задумался над «планом общей жизни». Таким образом, в самом начале по­вести перед нами предстает традиционный для русской литера­туры образ народного искателя счастья и правды. В то же время это представитель первого поколения советской интеллигенции, едва нарождавшейся в двадцатые годы. Вощев тоскует из-за то­го, что никто не может ему объяснить, в чем заключается смысл жизни. Однако вскоре рабочие-землекопы объясняют ему, что смысл жизни — в работе на благо будущих поколений.
[sms]
Чиклин, Сафронов и другие рабочие живут в ужасных уело-' виях, работают до тех пор, пока есть силы. Они живут «впрок», «заготовляя» свою жизнь для будущего всеобщего благоденст­вия. Эти люди негативно относятся к размышлениям Вощева, потому что, по их мнению, мыслительная деятельность является отдыхом, а не работой. А отдыхать сейчас не время. Выходит, что задумавшийся «среди общего темпа труда» Вощев потенци­ально опасен для идеи рытья ямы. А ведь ее роют согласно ди­рективе сверху, в соответствии с генеральной линией! Но герой не может разобраться, зачем нужен этот котлован. Яма просто разрастается во все стороны благодаря ударному труду рабо­чих, не приобретая при этом никакой функциональности.

Сомнения главного героя передают нам мысли самого авто­ра, оказавшиеся действительно пророческими. Котлован стро­ится на энтузиазме рабочих до бесконечности — он будет по­стоянно расти, калеча землю, уничтожая пашни и реки... Пото­му что главное, что движет людьми, которые руководят этим «проектом», — «угодить наверняка и забежать вперед гене­ральной линии». К сожалению, огромное количество ударных и часто бессмысленных строек советских времен действительно изменило нашу землю до неузнаваемости. В «Котловане» Пла­тонов пытался предупредить своих современников об этом. Но его повесть не была напечатана, потому что во времена еди­номыслия нельзя иметь свое мнение. И об этом Платонов также написал в своей повести.

Тема овладевшего людьми всеобщего психоза, превращения человека в «винтик» системы — едва ли не главная в «Котлова­не». Создав скорбный гротеск, Платонов показывает массовый психоз всеобщего послушания, безумной жертвенности. Судьба Вощева трагична. Он так и не нашел истины: не только сути бы­тия, но и истины более близкой, которая помогла бы ему совер­шать ежедневные поступки осмысленно и достойно. Ведь даже идея светлого будущего, олицетворением которой в повести яв­ляется девочка Настя, не терпит испытания временем.

То, что рабочие видят реального ребенка, ради которого сто­ит жить «впрок», вдохновляет их и заставляет работать еще больше. Кроме того, мы видим, что рабочие воспринимают На­стю как символ будущего благоденствия, коммунизма (Сафро­нов приветствует девочку как «элемент будущего»). Сама На­стя говорит: «Главный — Ленин, а второй — Буденный. Когда их не было, а жили одни буржуи, то и я не рожалась, потому что не хотела. А как стал Ленин, так и я стала!» Но девочка На­стя, единственная радость и надежда землекопов, умирает. Глядя на умирающую Настю, Вощев думает: «Зачем... теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением?» Но землекопы все равно продолжают свою работу...

Мне кажется, что смерть девочки, символизировавшей собой не просто будущее, а коммунистическое будущее, имеет два значения. Во-первых, Платонов говорит нам о том, что никакая, пусть даже самая благородная цель, не оправдывает человечес­кие жертвы, насилие над личностью, тем более смерти ребенка, в чем он перекликается с Достоевским. А во-вторых, Платонов просто предсказывает недолговечность утопической идеи «пол­ного душевного коммунизма».

Выступая против насилия над личностью, против полного физического и духовного равенства (единомыслия), Платонов обвиняет тоталитарное государство в том, что оно пытается сделать из людей марионеток. Он пишет, что кто-то Один (или Несколько) вынул из человеческих сердец веру и узурпировал истину, наделав из нее массу кумачовых плакатов об ударном темпе и энтузиазме. А на место Бога теперь претендует реаль­ный живой человек — «вождь всех времен и народов». Повесть Платонова «Котлован» — свидетельство того, что автор уже тогда понимал антинародность Советской власти и видел, к че­му может привести политика этой власти.

Личность растворяется в массе, вера исчезает с приходом живых идолов. Наверное, именно поэтому в полном молчании исчезает Плот, на который, не расходуя средств на умерщвле­ние, погрузили неугодных: и середняков, и бедняков, и несозна­тельных бедняков. Плот — это символ воздействия на непо­слушных. В нем находит отражение трагический исход в лагеря и ссылки. В чем же были виноваты крестьяне? В отличие от ра­бочих-землекопов они заботились не о всеобщем благе, а о том, как прокормить собственные семьи. Крестьяне не ожидали от Советской власти ничего хорошего. Поэтому у каждого жителя деревни вплоть до маленьких детей был заготовлен гроб...

Повесть Платонова «Котлован» — это не только суровое пророчество, но и предупреждение всем поколениям. Нет цен­ности выше человеческой личности, нельзя распоряжаться чу­жими жизнями — автор призывает читателя вернуться к веч­ным нравственным постулатам. Этим и рядом других произве­дений Платонов со всей силой своего таланта показывает ошибочность и опасность пути, по которому шла наша страна в те страшные годы.[/sms]
27 ноя 2007, 09:28
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.