Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 20 века » Сочинение: Возвращение Майданникова к земле (по роману М. Шолохова «Понятая целина»)

Сочинение: Возвращение Майданникова к земле (по роману М. Шолохова «Понятая целина»)

Сочинение: Возвращение Майданникова к земле (по роману М. Шолохова «Понятая целина»)Когда я думаю о допущенных большевиками ошибках во вре­мя коллективизации, мне всегда вспоминается Кондрат Майдан-ников, герой «Поднятой целины» Михаила Шолохова.

Судьбу коллективизации решал середняк. Беднейшее крес­тьянство, в основном, поддерживало политику Советской власти, а в душе середняка происходила внутренняя борьба: стремление к новой жизни боролось с чувством собственности. Именно эта внутренняя борьба в сознании середняка отображается в одном из персонажей романа — Кондрате Майданникове.

Портрет Майданникова создают немногочисленные детали: Кондрат «невысокий, в сером зипуне, казак», на голове у него «выцветшая буденовка». Собираясь выступить на общехуторском собрании, «Майданников достал засаленную записную книжонку, торопливо стал искать исчерченные каракулями странички». Говорит Майданников о беспросветной жизни се­редняка, «тоскуя глазами».
[sms]
Майданников ищет путь спасения середняка от нищеты и приходит к выводу, что этот путь ведет в колхоз. Кондрат понимает, что «рабская» привязанность к собственности меша­ет таким, как он, казакам, идти по пути новой колхозной жиз­ни. Как же это — «мое», нажитое потом, будет там, в колхозе, «общим»?

Сознание Майданникова приходит в противоречие с его при­вычками и чувствами. Наблюдая за переживаниями Кондрата, мы можем представить, что происходило в душах крестьян в годы коллективизации.

Майданников ведет свой скот в колхоз, он пересилил себя, но конфликт еще не нашел разрешения. Кондрат погнал скоти­ну к речке. «Напоил. Быки повернули было домой, но Кондрат с затаенной на сердце злобой, наезжая конем, преградил им до­рогу, направил к сельсовету».

Мысли Майданникова, как льдины во время ледохода, наплы­вают друг на друга, вертятся вокруг одного: «Как будет в колхо­зе? Всякий ли почувствует, поймет так, как понял он, что путь туда единственный, что это неотвратимо? Что как ни жалко вес­ти и кинуть на общие руки худобу, выросшую вместе с детьми на земляном полу хаты, а надо вести. И подлюку-жалость эту к сво­ему добру надо давить, не давать ей ходу к сердцу».

Всего один месяц прошел с тех пор, как Кондрат записался в колхоз, а какие значительные изменения произошли в его жизни и сознании. Кондрат охотно участвовал в раскулачива­нии, добросовестно относится к своим обязанностям по работе. С судьбой колхоза теперь накрепко связана судьба Майданни­кова, дела колхозные постепенно становятся и его личными делами.

А вот по ночам по-прежнему плохо ему спится, жалость к своему добру еще не умерла в душе Кондрата. Правда, рань­ше Майданников думал только о себе, о своей семье, а теперь раздумывает о судьбе угнетенных всего мира.

Борьба за новую жизнь требует от Майданникова напряже­ния всех духовных сил. Самое трудное для него — это преодо­леть привычки собственника, победить тоску по своему с таким трудом нажитому добру. Днем, когда Кондрат занят в колхозе, он забывается в работе. Дома же, особенно по ночам, не дает ему спать «проклятая жаль».

Мучительные ночные думы в самый трудный, поворотный момент жизни невольно переносят его в прошлое, заставляют вспомнить весь свой жизненный путь. Наблюдая за мыслями Майданникова, мы видим, что так же, как единоличное хозяй­ствование воспитало в нем собственника, рождало привычки, от которых «холодит сердце тоской и скукой», так и коллектив­ный труд заставляет Кондрата думать о делах колхозных, вол­новаться из-за них.

Думая о собственной нужде, «Кондрат думает о нужде, ка­кую терпит строящая пятилетку страна, и сжимает под дерюж­кой кулаки, с ненавистью мысленно говорит тем рабочим Запа­да, которые не за коммунистов: «Продали вы нас за хорошее жалование от своих хозяев! Променяли вы нас, братушки, на сытую жизнь! Али вы не видите через границу, как нам тяжко подымать хозяйство?»

Так совершенно естественно проходит перед нами вся жизнь Майданникова, изображается поворот его сознания; по­казывается, как вырывается Кондрат из мира своей прошлой жизни и растворяется сознанием в новом и непривычном ему коллективном укладе жизни.

На производственном совещании Майданников с недоверием относится к хозяйственной деятельности Островного, интересуется нормами выработки, учета и оплаты. Добросовестно работая, он требует того же и от других колхозников. «Пусть всякий получает столько, сколько зарабатывает», — так ставит вопрос Кондрат.

Важно отметить, что Майданников тянется к знанию, стре­мится понять и практически использовать все новое в агроно­мии. Когда Яков Лукич рассказывал, как надо «сеять по науке», Кондрат слушал его «жадно, с открытым ртом, задавая вопро­сы, вникая во все подробности».

Ко времени «бабьего бунта» Кондрат уже настолько зареко­мендовал себя в колхозе, что именно ему доверил Давыдов ключи от амбаров и послал за помощью в бригаду.

Майданников не только хорошо работает, но и стремится подтянуть отстающих, борется с лодырями, организует наибо­лее рентабельно труд бригады, чего как раз не смог сделать сам бригадир.

Правильной расстановкой рабочей силы, организацией учета выработки каждого колхозника Кондрат практически разреша­ет вопрос, им же поставленный на производственном совеща­нии перед началом посевной.

Автор показывает, как формировалось новое отношение к труду, как складывался характер «коллективного» человека.

Кондрат, по словам Давыдова, «самый фактический ударник». Труд Майданникова творческий, поэтому и работает он с увле­чением, осознавая себя и подобных себе тружеников «заглавной фигурой в Советском государстве». Кондрат готов «воевать за Советскую власть», готов в колхозе работать «на совесть», но от предложения Нагульнова вступить в Коммунистическую пар­тию отказывается. «Раз я ищо не отрешился от собственности, значит, мне и в партии не дозволяет совесть быть», — с дро­жью в голосе говорит он Макару.

Это признание Кондрата с особой силой подчеркивает его правдивость и душевную чистоту. Самоотверженно работая в колхозе, он окончательно излечивается от «приверженности к собственным быкам» и вступает в партию. Не кто иной, как Кондрат Майданников сменяет сраженного вражеской пулей Давыдова на посту председателя гремяченского колхоза. Здесь в колхозе, в коллективном труде Кондрат становится новым че­ловеком.

Писатель Шолохов образом своего героя Кондрата Майдан­никова хотел убедить читателя, что коллективизм выше инди­видуализма. Но это не всегда бывает так. Коллективизм поро­дил полную безответственность, отчего колхозная система загу­била сельское хозяйство. Человек на земле должен чувствовать себя хозяином. Таким был Кондрат Майданников. Колхозная система не убила в нем эту суть, он и в общественном хозяйст­ве оставался прежним тружеником.

Но последующие поколения крестьян в колхозах теряли это чувство ответственности перед землей. Теперь нам снова нуж­ны Кондраты Майданниковы, потому что именно такие люди подняли бы теперь фермерские хозяйства.

Нельзя было убивать частнособственнические инстинкты крестьянина. В этом ошибка коммунистов.[/sms]
27 ноя 2007, 09:44
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.