Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 20 века » Сочинение: Образ Макара Нагульнова в романе М. Шолохова «Поднятая целина»

Сочинение: Образ Макара Нагульнова в романе М. Шолохова «Поднятая целина»

Сочинение: Образ Макара Нагульнова в романе М. Шолохова «Поднятая целина»Одним из наиболее колоритных и запоминающихся образов, описанных в романе М. Шолохова «Поднятая целина», является образ Макара Нагульнова, бывшего красного партизана, секре­таря гремяченской партячейки. Единственной целью его, На­гульнова, существования является «мировая революция».

Многие жители Гремячего Лога не любят и даже побаивают­ся Макара, который весьма невоздержан на язык и при случае вполне может пустить в ход кулак, а то и наган. Получив во время войны контузию, Нагульнов подвержен нервным припад­кам — что и говорить, с таким и в самом деле лучше держаться настороже.
Но в то же время натуре Макара Нагульнова присущ и ка­кой-то специфический идеализм, который не сразу удается разглядеть за его мрачной внешностью, резкими высказывани­ями и порой непредсказуемым поведением. Он весь словно со­здан из противоречий... «из острых углов».
[sms]
В начале романа, после сцен раскулачивания, Давыдов, На­гульнов и Разметнов обсуждают итоги «проведенных мероприя­тий». Когда Разметнов признался, что ему до боли жаль детей раскулаченного Гаева, Нагульнов впадает в бешенство и исте­рически кричит о том, что если ради революции ему прикажут расстреливать из пулемета толпы женщин, стариков и детей, то он, не колеблясь, нажмет на курок. После этого с Нагульно­вым происходит припадок.

Но тот же Нагульнов освобождает свою бывшую жену Луш-ку сразу же после того, как он же убил ее любовника — сбе­жавшего из ссылки раскулаченного Тимофея Рваного. В чем же здесь дело? Даже Давыдов, думается, в этой ситуации поступил бы иначе. Отпускает потому, что любит ее; отпускает, несмотря на то, что она причинила ему своим поведением много душев­ных страданий; отпускает, прекрасно понимая, что вполне мо­жет понести за это наказание.

Макар Нагульнов искренне считает себя коммунистом. Но при всем при этом он часто не соглашается с линией, про­водимой партией, за что получает нагоняй от Давыдова. Ког­да районное начальство решает принести Макара «в жертву», исключив его из партийных рядов, ему кажется, что жизнь его кончилась. Отправившись после злополучного собрания из района обратно в хутор, Нагульнов твердо решает, что, приехав домой, наденет военную форму и застрелится из сво­его нагана.

Но по дороге в Гремячий он изменил свое решение. Лежа возле кургана на траве, глядя в бездонное небо, Макар вдруг представляет, как будут злорадствовать на его похоронах вра­ги, и ход его мыслей полностью меняется. Не дождутся враги, чтобы он, Макар Нагульнов, стал сводить счеты с жизнью. Раньше он всех их первыми в могилу уложит.

Нагульнов, несомненно, человек смелый, даже смелый до безрассудности. Когда мужики и бабы принялись грабить кол­хозные амбары, он один встал против разъяренной толпы и, уг­рожая наганом, не допустил расхищения колхозного добра.
Для того чтобы отыскать и убить Тимофея Рваного, он начи­нает за ним следить в одиночку. Ведь, когда узнали о том, что сбежавший Тимофей объявился в их краях, Давыдов сначала предложил сообщить о нем в районное ОГПУ. Но Нагульнов не­преклонен — чекистов вызывать не надо, иначе их приезд мо­жет «спугнуть волка».

Примечательна также сцена убийства Тимофея Рваного. Ведь он вышел из темноты на Макара так, что тому оставалось только нажать на спуск. Но тем не менее, Нагульнов окликает врага, чтобы тот посмотрел в глаза своей смерти. В этом случае есть все основания говорить о том, что натуре Макара присуще подлинное, природное, что ли, благородство. И похоже, что не стал бы он стрелять из пулемета в детей и женщин, как гро­зился накануне припадка. Явно сгоряча он это сказал.

Личная жизнь Нагульнова протекает весьма своеобразно. Прекрасно зная о том, что его жена Лушка путается с Тимофе­ем Рваным, да и вообще строгим поведением не отличается, Макар, тем не менее, позволяет ей делать все, что ее душе угодно. Единственное условие: не нагулять ребенка и не прине­сти в дом «дурную болезнь». Думается, так мог бы поступить далеко не каждый мужчина.

Когда Макар все-таки выгоняет Лушку из дому, то оказыва­ется, что он сделал это потому, что она голосила при всем чест­ном народе по Тимофею, которого отправляли в ссылку. Такого публичного позора Нагульнов простить ей уже не может.

И потом, когда Лушка завлекла в свои сети Давыдова, Ма­кар вовсе не ревнует и не имеет никаких претензий к Семену. Ему лишь жаль, что его бывшая жена избрала очередной «жертвой» именно его товарища. Но и после этого, как оказа­лось позднее, Нагульнов не перестал любить Лушку, отпустив ее в ночь гибели Тимофея.

Есть у Макара Нагульнова и другие, более безобидные чуда­чества. Первое — это, конечно же, увлечение английским язы­ком. Почти за четыре месяца Макар выучил... восемь англий­ских слов, притом слов, с его точки зрения, «особо революцион­ных»: «революшьен», «коммунистишьен» и т. д.

По признанию Макара, знание иностранного языка понадо­билось ему для того, чтобы при первой же возможности при­нять самое активное и деятельное участие в мировой револю­ции. Как только английские, «индейские» и другие пролетарии свергнут капиталистов, он, Макар, сразу же отправится к бра­тьям по классу и объяснит им, что надо делать, чтобы не повто­рить ошибок их российских товарищей.

Вполне понятно, что этот «сизифов труд», который добро­вольно взвалил на свои плечи Нагульнов, никогда не принесет результатов ни по объективным, ни по субъективным причи­нам. Да и сама идея мировой революции, занимавшая умы большевиков, в конце концов оказалась несостоятельной и бы­ла снята с повестки дня, хотя Макару и не удалось дожить до этого времени и он не познал разочарования, не увидел кру­шения цели, к которой стремился. Ведь именно с ней он свя­зывал всю свою жизнь и все надежды, вполне искренне прино­ся в жертву идолу мировой революции всего себя и свои чело­веческие чувства.

Примечательно и другое искреннее увлечение Нагульнова: по ночам, изучая английский язык, он слушал пение петухов. Казалось бы, довольно странное занятие для «рыцаря мировой революции», но попробуем разобраться, в чем его причина.

Возможно, в увлечении Нагульнова петушиным пением на­шла выход его подсознательная тяга, ни больше ни меньше, как к Гармонии с большой буквы. В самом деле: противоречивый мир, в котором он живет, не устраивал Макара: кто-то хочет создавать колхоз, кто-то не хочет и, более того, активно этому противится. А вот петушиный хор поет торжественно и складно вне зависимости от того, какой политический режим установ­лен в стране.

Правда, и среди петухов нашелся «оппортунист», который внес дисгармонию в стройный хор гремяченских петухов. И Макар тотчас же выносит ему приговор: как любой «несо­гласный» с генеральной линией, петух, который портит общее пение, должен быть уничтожен. Думается, этот поступок На­гульнова также приоткрывает тайники его души.

Макар вообще в общении с людьми человек довольно гру­бый. Особенно груб он бывает, общаясь с дедом Щукарем. Правда, самого деда также нередко «заносит» в его россказнях И рассуждениях, и тогда Нагульнов тотчас же пытается затк­нуть рот невоздержанному в речах старику.

Щукарь действительно вполне способен нарушить плавный ход колхозного собрания: когда на повестке дня стоит, напри­мер, вопрос о норме выработки колхозников, дед как ни в чем не бывало начинает весьма подробно рассказывать о том, как казак по прозвищу Молчун довел до белого каления своим мол­чанием даже попа на исповеди... Конечно, Щукарь — не петух, и отрубить ему голову, по крайней мере на собрании, не пред­ставляется возможным, но Нагульнова снова, как и в случае с «петухом-оппортунистом», мучает ощущение дисгармонии.
И тогда Макар оказьшается, по сути, единственным участником собрания, который желает заткнуть рот говорливому деду. Да­же Давыдов, поначалу сердившийся на Щукаря, хохочет, как ребенок. Макар снова оказывается в одиночестве.

И все-таки именно такие идеалисты, как Нагульнов, и дела­ли революцию, принося себя в жертву в самом прямом смысле. А потом уже по их костям к власти приходили партийные функционеры.[/sms]
27 ноя 2007, 09:48
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.