Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 20 века » Сочинение: Эпичность и лиризм поэмы А. Твардовского «Василий Теркин»

Сочинение: Эпичность и лиризм поэмы А. Твардовского «Василий Теркин»

Сочинение: Эпичность и лиризм поэмы А. Твардовского «Василий Теркин»Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году на одном из хуторов Смоленщины, в крестьянской семье. Для формирования личности будущего поэта имела значение относительная начитанность его отца, любовь к книге, которую он воспитывал в своих детях. «Целые зимние вечера, — пишет Твардовский в своей автобиографии, — у нас часто отдавались Чтению вслух какой-либо книги. Первое мое знакомство с «Полтавой» и «Дубровским» Пушкина, «Тарасом Бульбой» Гоголя, популярнейшими стихотворениями Лермонтова, Не­красова, А. К. Толстого, Никитина произошло таким именно образом».

Первые замыслы создать серьезную поэму о герое народной войны относятся к периоду 1939—1940 годов. Но эти замыслы значительно изменились впоследствии под влиянием новых, грозных и великих событий. Твардовского всегда интересовала судьба своей страны в переломные моменты истории. История и народ — вот главная его тема. Еще в начале 1930-х годов он создал поэтическую картину сложной эпохи коллективизации в поэме «Страна Муравия». Во время Великой Отечественной войны А. Т. Твардовский пишет поэму «Василий Теркин» — об этой войне, в которой решалась судьба народа.
[sms]
Поэма посвящена жизни народа на войне. Твардовский — поэт, глубоко понявший и оценивший красоту народного ха­рактера. В «Василии Теркине» созданы образы масштабные, емкие, собирательные, события заключены в очень широкие временные рамки, поэт обращается к гиперболе и иным сред­ствам сказочной условности. В центре поэмы главный герой, объединяющий композицию произведения в единое целое, — Теркин Василий Иванович, рядовой пехотинец из смоленских крестьян.

Просто парень сам собой
Он обыкновенный...


Теркин воплощает лучшие черты русского солдата и народа в целом. Герой с этим именем сначала фигурирует в стихотвор­ных фельетонах Твардовского периода советско-финской войны (1939—1940). Об этом свидетельствуют слова героя поэмы:

Я вторую, брат, войну
На веку воюю...

Поэма построена как цепь эпизодов из военной жизни глав­ного героя, которые не всегда имеют непосредственную собы­тийную связь между собой. Теркин с юмором рассказывает мо­лодым бойцам о буднях войны, говорит, что воюет с самого на­чала, трижды был в окружении, был ранен. Судьба рядового солдата, одного из тех, кто вынес на своих плечах всю тяжесть войны, становится олицетворением национальной силы духа, воли к жизни.

Так, Теркин дважды переплывает ледяную реку, чтобы вос­становить связь с наступающими подразделениями; в одиночку занимает немецкий блиндаж, но попадает под обстрел собст­венной артиллерии; по дороге на фронт оказывается в доме ста­рых крестьян и помогает им по хозяйству; вступает в рукопаш­ный бой с немцем и, с трудом одолевая, берет его в плен. Нео­жиданно для себя Теркин из винтовки сбивает немецкий штурмовик, а завидующего ему сержанта успокаивает:

Не горюй, у немца этот
Не последний самолет...


Он принимает командование взводом на себя, когда убивают командира, и первым врывается в село; однако герой вновь тя­жело ранен. Лежа раненным в поле, Теркин беседует со Смер­тью, уговаривающей его не цепляться за жизнь; в конце концов его обнаруживают бойцы, и он говорит им:

Уберите эту бабу,
Я солдат еще живой...


В этой цепочке событий раскрываются лучшие нравствен­ные качества русского народа: патриотизм, готовность к подви­гу, любовь к труду. Черты характера героя и трактуются по­этом как черты образа собирательного: Теркин неотделим от воюющего народа. Интересно, что всем бойцам — независимо от их возраста, вкусов, воинского опыта — хорошо с Василием; где бы он ни появился — в бою, на отдыхе, в пути, — между ним и бойцами мгновенно устанавливается контакт, дружелю­бие, взаимное расположение. Об этом говорит буквально каж­дая сцена. Бойцы прислушиваются к шутливым пререканиям Теркина с поваром уже при первом появлении героя:

И усевшись под сосной,
Кашу ест, ссутулясь.
«Свой?» — бойцы между собой, —
«Свой!» — переглянулись.

Теркину свойственно уважение и бережное отношение мас­тера к вещи как к результату труда. Недаром он отнимает у деда пилу, которую тот корежит, не умея ее наточить. Воз­вращая готовый инструмент хозяину, Василий говорит:

— На-ко, дед, бери, смотри.
Будет резать лучше новой,
Зря инструмент не кори.


Простота языка имеет в поэме не только стилистическое, но и семантическое значение — подразумевается близость ге­роя к персонажам фольклора. Прозрачная символика фамилии, теркинское «перетерпим-перетрем» оттеняет его умение пре­одолевать трудности просто, легко. Таково его поведение и тог­да, когда он переплывает ледяную реку или спит под сосной, вполне довольствуясь неудобным ложем, и так далее. В этой простоте, его спокойствии, трезвости взгляда на жизнь выра­жены важные черты народного характера.

В поле зрения А. Т. Твардовского попадает не только фронт, но и те, кто трудятся в тылу ради победы: женщины и старики. Персонажи поэмы не только воюют — они смеются, любят, бе­седуют друг с другом, а самое главное — мечтают о мирной жизни. Реальность войны объединяет то, что обычно несовмес­тимо: трагедию и юмор, мужество и страх, жизнь и смерть.

В главе «От автора» происходит процесс «мифологизации» главного персонажа поэмы. Он назван автором «святым и греш­ным русским чудо-человеком». Имя Василия Теркина стало ле­гендарным и нарицательным.

Поэма отличается своеобразным историзмом. Условно ее можно разделить на три части, совпадающие с началом, сере­диной и концом войны. Поэтическое осмысление этапов войны создает из хроники лирическую летопись событий. Чувство го­речи и скорби наполняет первую часть, вера в победу — вто­рую, радость освобождения Отечества становится лейтмотивом третьей части поэмы. Это объясняется тем, что А. Т. Твардов­ский создавал поэму постепенно, на протяжении всей Великой Отечественной войны.

Это повлияло и на композицию поэмы. Не только отдельные главы, но и периоды, строфы внутри глав отличаются своей за­конченностью. Поэма печаталась по частям, потому должна «начинаться» с «любого места».

В поэме тридцать глав. В двадцати пяти из них полно, все­сторонне раскрывается герой, который попадает в самые разно­образные военные ситуации. В последних главах Теркин не по­является вовсе («Про солдата сироту», «По дороге на Берлин»). Поэт сказал о герое все и не хочет повторяться, делать образ иллюстративным.

Не случайно и то, что произведение Твардовского начинает­ся и заканчивается лирическими отступлениями. Открытый разговор с читателем создает атмосферу общей причастности к событиям. Поэма заканчивается посвящением павшим.

Твардовский так рассказывал о причинах, которые толкну­ли его на подобное построение поэмы: «Я не долго томился со­мнениями и опасениями относительно неопределенности жан­ра, отсутствия первоначального плана, обнимающего все про­изведение наперед, слабой сюжетной связанности глав между собою. Не поэма — ну и пусть себе не поэма, — решил я; нет единого сюжета — пусть себе нет, не надо; нет самого начала вещи — некогда его выдумывать; не намечена кульминация и завершение всего повествования — пусть, надо писать о том, что горит, не ждет...»

Конечно, сюжет в произведении необходим. Твардовский об этом отлично знал, но, стремясь донести до читателя «сущую правду войны», он полемически заявлял о своем отказе от сю­жета в обычном понимании этого слова: «На войне сюжета не­ту... Впрочем, правде не во вред».

Правдивость, достоверность широких картин жизни поэт под­черкнул тем, что назвал «Василия Теркина» не поэмой, а «книгой про бойца». Слово «книга» в этом народном смысле звучит как-то по-особому значительно, — по словам самого Твардовского, как предмет «серьезный, достоверный, безусловный».
Поэма «Василий Теркин» — эпическое полотно. Но в ней мощно звучат и лирические мотивы. Твардовский мог по праву назвать поэму «Василий Теркин» своей лирикой, ибо в этом произведении впервые столь ярко, многообразно и сильно вы­разился облик самого поэта, черты его личности.
[/sms]
27 ноя 2007, 10:31
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.