Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 20 века » Сочинение: Человек на войне в творчестве В. Быкова

Сочинение: Человек на войне в творчестве В. Быкова

Сочинение: Человек на войне в творчестве В. БыковаВ произведениях Василя Быкова мало батальных сцен, эффектных исторических событий, но зато ему удается с по­трясающей глубиной передать ощущения рядового солдата на большой войне. Описывая вроде бы незначительные си­туации, автор дает ответы на сложные вопросы войны. В от­личие, например, от таких известных писателей-баталистов XX века, как Стаднюк, Бондарев, Бакланов, Ананьев, кото­рые ставят во главу угла своих произведений масштабные сражения и герои которых почти все из командного состава армии, Василь Быков строит сюжеты только на моментах войны, что называется, «местного значения», с участием про­стых солдат.

Шаг за шагом анализируя мотивы поведения человека в экстремальных ситуациях, писатель докапывается до психо­логических глубин состояний и переживаний своих героев. Это качество прозы Быкова отличает и его ранние работы: «Третья ракета», «Альпийская баллада», «Западня», «Мертвым не боль­но» и другие, хотя в полной мере это проявилось в более позд­ний период творчества.
[sms]
Объединяет его в общем-то разных героев то, что их дейст­вия нельзя оценивать однозначно. Если, например, в «Альпий­ской балладе» автор уделяет достаточно много внимания описа­нию внешних событий (побег, погоня, любовь, смерть героя и так далее), то уже сюжет повести «Сотников» психологически выстроен так, что критики до сих пор расходятся в оценке по­ведения героев Быкова. А событий в ней, казалось бы, почти никаких нет. Критикам было от чего растеряться: главный ге­рой — предатель?! По-видимому, автор сознательно идет на «размывание» граней этого образа. Он не дает читателю воз­можности однозначно взглянуть на него.

Сюжет повести прост: два партизана, Сотников и Рыбак, от­правляются в деревню на задание — добыть овцу для пропита­ния отряда. До этого герои почти не знали друг друга, хотя успе­ли повоевать и даже выручили друг друга в одном бою. Сотников не совсем здоров и вполне мог бы уклониться от в общем-то пус­тякового задания, но он чувствует себя недостаточно «своим» среди партизан и поэтому все же вызывается идти. Этим он как бы хочет показать боевым товарищам, что не чурается «грязной работы».

Двое партизан по-разному реагируют на грозящую им опас­ность, и читателю кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к совершению отважного поступка, нежели хилый и больной Сотников. Но если Рыбак, который всю свою жизнь «ухитрялся найти какой-нибудь выход», внут­ренне уже готов к тому, чтобы совершить предательство, то Сотников до последнего дыхания остается верным долгу че­ловека и гражданина: «Что ж, надо было собрать в себе послед­ние силы, чтобы с достоинством встретить смерть... Иначе за­чем тогда жизнь? Слишком нелегко достается она человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу».

В этой повести Быкова каждый занял свое место в ряду жертв войны. Все, кроме Рыбака, прошли свой смертный путь до конца. Рыбак встал на путь предательства только во имя спасения собственной жизни.

Но характеры проявляются м°дленно. Рыбак по сути парень жизнелюбивый и не лишен привлекательных человеческих ка­честв. Он, например, делится с товарищем остатками пареной репы, отдает Сотникову полотенце, чтобы тот замотал им горло. Он предлагает больному Сотникову вернуться в отряд, и, нако­нец, когда во время столкновения с полицаями ему почти уда­ется убежать, он все-таки возвращается назад, сообразив, что Сотников своей стрельбой прикрывает его отход.

Ситуация меняется после их ареста. Рыбак до последней минуты не верит, что из этой западни невозможно вырваться. Он решает потянуть время, сообщая на допросе только то, что немцам уже известно про партизанский отряд. Но Рыбак слиш­ком прост для такой сложной игры с врагом, и, сам того не же­лая, он проговаривается, попав в искусно расставленную ло­вушку. С этого момента начинается его нравственное падение. Он понял окончательно, что остаться в живых он сможет, толь­ко предав товарищей по оружию. Для него процесс перехода в другое психологическое состояние проходит быстро и без му­чений, так как он уже был внутренне к этому предрасположен. Рыбак, как всякий предатель, начинает жить по особым психо­логическим законам, исключающим все доброе и светлое, что было до момента измены в человеческой душе. В конце повести он становится палачом своего бывшего товарища.

Сотников, в отличие от Рыбака, сразу осознал безвыход­ность ситуации, но в последние минуты жизни он неожиданно утратил свою уверенность в праве требовать от других того же, что и от себя. Рыбак стал для него не сволочью, а просто чело­веком, который как гражданин и человек не добрал чего-то. Сотников не искал сочувствия в глазах присутствующих при казни людей. Он не хотел, чтобы о нем плохо подумали, и разо­злился только на выполнявшего обязанности палача Рыбака. Тот извинился: «Прости, брат». Сотников бросил ему в лицо лишь: «Иди ты к черту!»

В чем глубина творчества писателя Быкова? В том, что он и предателю Рыбаку оставил возможность иного пути даже по­сле такого тяжкого преступления. Это и продолжение борьбы с врагом, и исповедальное признание в своем предательстве. Он оставил своему герою возможность покаяния, возможность, которую чаще дает человеку Бог, а не человек. Писатель, по-видимому, предполагал, что и эту вину можно искупить. Папа Римский вручил В. Быкову за повесть «Сотников» специаль­ную награду католической церкви. Этот факт говорит о том, что это произведение несет общечеловеческие нравственные ценности.

Творчество В. Быкова трагично по своему звучанию, как трагична сама война, унесшая десятки миллионов человеческих жизней. Но писатель рассказывает о людях сильных духом, способных возвыситься над обстоятельствами и самой смертью. И сегодня, пожалуй, невозможно давать объективную оценку событиям войны, тех страшных лет, не прочитав повестей Ва-силя Быкова.[/sms]
27 ноя 2007, 13:36
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.