Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Сочинение: Почему так трагически сложилась судьба Мцыри? (по поэме М.Ю. Лермонтова)
Именно на этой основе сформировался яркий романтизм поэта, с его стремлением к свободе, неприятием общества, обреченностью на одиночество. Пушкину была присуща вера в победу разумных сил истории, которая, хотя и боролась с трагическими впечатлениями жизни, укрепляла светлые и гармонические основы его мировоззрения и творчества. У Лермонтова этой веры уже не было, было ощущение сильнейшей дисгармоничности окружающего мира, которую он и выражал в своей поэзии, основанной на системе романтизма Байрона. Романтическое сознание Лермонтова характеризуется особой жизненностью, привязанностью к земной красоте, напряженностью самоутверждения, пытливостью и духовной экспансией.
Все эти черты ярко проявились в его поэзии, в разрабатываемых им темах. Некий же итог исканий был подведен в поэме «Мцыри», центральной темой которой стали размышления поэта о взаимоотношениях человека и мира, об обреченности человека.
Сюжет поэмы «Мцыри» прост: проезжающий генерал оставляет умирающего мальчика в монастыре, но через какое-то время тот сбегает, блуждает по лесам, после чего возвращается в монастырь и перед смертью рассказывает о том, что он видел на воле. Мцыри по происхождению горец, и в его крови живет страсть к воле и свободе, но он оказывается в монастыре и должен принять постриг, что противоречит всей его природе. Во время пребывания в монастыре всем стержнем жизни Мцыри становится стремление вырваться на волю, вернуться к тому миру, к которому он принадлежит по своему рождению.
[sms]
Лермонтов был убежден, что Бог дал человеку страсти, стремление к познанию, однако утолить все это в человеке не спешит. Отсюда частые мотивы богоборчества в лирике поэта, которого возмущает это кажущееся равнодушие Создателя к судьбам людей. После разрыва с небом в душе человека остается пустота, которую тот стремится заполнить и которую порой не в состоянии оказывается заполнить религия. Именно это и происходит в поэме «Мцыри».
Поиски Мцыри — это и поиски Бога в том числе, обрести которого в стенах монастыря он не может, не ощущая его там. Однако это не значит, что в монастыре, где оказался Мцыри, Бога действительно нет: Его там нет именно для героя, который личностно слишком отличается от всех обитателей монастыря, для которого путь к Богу через смирение, покаяние, подавление собственной воли совершенно не ведет, а ведет лишь к слому собственной личности, к потере себя. Мцыри ощущает, что найти Бога и себя, обрести все то, что очень давно утратил, он сможет за стенами монастыря, который означает для него только несвободу, — на своей родине, на лоне природы. И он бежит.
В поздний период творчества Лермонтов пришел к осознанию того, что между природой и сотворившим ее Богом есть тесная связь и человек может найти Бога именно в природе. Она не мертва по своей сущности: в ней происходит множество событий, которые могут служить символами событий в мире человеческом. Лучшее, о чем может мечтать человек, — это о слиянии с природой. Таково и ощущение Мцыри. Он сбегает, и поначалу «как брат, обняться с бурей был бы рад». Он впервые ощущает себя полностью свободным и в мире, который кажется «соприродным» ему.
Поиски Мцыри — это и поиски Бога в том числе, обрести которого в стенах монастыря он не может, не ощущая его там. Однако это не значит, что в монастыре, где оказался Мцыри, Бога действительно нет: Его там нет именно для героя, который личностно слишком отличается от всех обитателей монастыря, для которого путь к Богу через смирение, покаяние, подавление собственной воли совершенно не ведет, а ведет лишь к слому собственной личности, к потере себя. Мцыри ощущает, что найти Бога и себя, обрести все то, что очень давно утратил, он сможет за стенами монастыря, который означает для него только несвободу, — на своей родине, на лоне природы. И он бежит.
В поздний период творчества Лермонтов пришел к осознанию того, что между природой и сотворившим ее Богом есть тесная связь и человек может найти Бога именно в природе. Она не мертва по своей сущности: в ней происходит множество событий, которые могут служить символами событий в мире человеческом. Лучшее, о чем может мечтать человек, — это о слиянии с природой. Таково и ощущение Мцыри. Он сбегает, и поначалу «как брат, обняться с бурей был бы рад». Он впервые ощущает себя полностью свободным и в мире, который кажется «соприродным» ему.
По первому впечатлению героя, он наконец обретает то, о чем так долго тосковал, — свободу и волю как такие формы бытия, которые являются основаниями самой природы его существования как человека. Однако постепенно становится очевидно, что внешняя свобода не совпадает с внутренним ощущением, Мцыри чувствует, что свобода как внутренняя категория к нему не пришла, ее он не обрел — и с окружающей его природой он в этом расходится. Но природу он все еще видит как «Божий храм», постепенно приходя к выводу о том, что сам в действительности ей «несоприроден» и одинок в той же степени, как и монастыре.
Корень человеческого одиночества у Лермонтова — постоянное противостояние героя и мира, та дистанция, которая их разделяет и оказывается непреодолимой. Надо отметить то, что в этой поэме одиночество главного героя — это не свидетельство его особой, романтической, избранности. Оно ничего не дает и даже не обещает Мцыри, но оказывается источником его тяжелых переживаний и тоски, все увеличивающейся по мере осознания героем того, что нет такого пути, который бы привел его к слиянию с этим блистающим миром природы, к которому он в действительности не принадлежит. Более того, постепенно зов природы оборачивается роковым соблазном: она очаровывает своей красотой, полнотой жизни, о которой Мцыри так долго мечтал, находясь в монастыре, но герой теряется и не может найти свой путь на родину: «Но скоро в глубине лесной/ Из виду горы потерял/ И тут с пути сбиваться стал».
Корень человеческого одиночества у Лермонтова — постоянное противостояние героя и мира, та дистанция, которая их разделяет и оказывается непреодолимой. Надо отметить то, что в этой поэме одиночество главного героя — это не свидетельство его особой, романтической, избранности. Оно ничего не дает и даже не обещает Мцыри, но оказывается источником его тяжелых переживаний и тоски, все увеличивающейся по мере осознания героем того, что нет такого пути, который бы привел его к слиянию с этим блистающим миром природы, к которому он в действительности не принадлежит. Более того, постепенно зов природы оборачивается роковым соблазном: она очаровывает своей красотой, полнотой жизни, о которой Мцыри так долго мечтал, находясь в монастыре, но герой теряется и не может найти свой путь на родину: «Но скоро в глубине лесной/ Из виду горы потерял/ И тут с пути сбиваться стал».
Прекрасный природный мир, к которому герой стремился, чью чуждость себе он обнаруживает, становится преградой на пути домой, на Родину. Герой теряет сознание и попадает обратно в свою прежнюю темницу — монастырь. Но перед смертью герой обещает: «И никого не прокляну».
Это — значительное переосмысление Лермонтовым человека и мира, человека и человека. Если ранее одиночество и отграниченность человека от всего окружающего были признаком особой отмеченности личности, которая могла обрести гармонию только на лоне природы, то теперь оказывается, что человеку необходим другой человек, что природа — это мир, замкнутый на себя, в который личности нет доступа: человек может любоваться ею, но никогда не станет неотъемлемой ее частью.
Мцыри умирает. Эта смерть героя оказывается совершец-но неизбежной и закономерной: своего гармоничного места в мире он обрести так и не смог, а по одаренности и глубине личности внешнее, неосмысленное существование было невозможно. Романтический герой примиряется с миром, но своего места в нем не обретает, и это примирение поэтому горькое.[/sms]
Это — значительное переосмысление Лермонтовым человека и мира, человека и человека. Если ранее одиночество и отграниченность человека от всего окружающего были признаком особой отмеченности личности, которая могла обрести гармонию только на лоне природы, то теперь оказывается, что человеку необходим другой человек, что природа — это мир, замкнутый на себя, в который личности нет доступа: человек может любоваться ею, но никогда не станет неотъемлемой ее частью.
Мцыри умирает. Эта смерть героя оказывается совершец-но неизбежной и закономерной: своего гармоничного места в мире он обрести так и не смог, а по одаренности и глубине личности внешнее, неосмысленное существование было невозможно. Романтический герой примиряется с миром, но своего места в нем не обретает, и это примирение поэтому горькое.[/sms]
28 ноя 2007, 10:02
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.