Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение: Каково авторское отношение к Базарову? (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Сочинение: Каково авторское отношение к Базарову? (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Сочинение: Каково авторское отношение к Базарову? (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети» создал первый в русской литературе образ нигилиста. По одной из версий, главный герой романа был своего рода «пророчеством» Тур­генева и оказался первым нигилистом в России вообще. В та­ком случае получается, что Тургенев дал жизнь реальному явлению российской действительности, сам того не желая и, возможно, даже не предполагая.

Тургенев создал образ Базарова. А потом он заставил Ба­зарова умереть. Какие были на то причины? Какую роль иг­рает эта смерть в раскрытии характера героя?

Тургенев создал Базарова своим идейным оппонентом и спорил с ним на страницах романа. И кое с чем соглашался. И кое-что одобрял. Но не мог примириться с тем, что Базаров будет жить и действовать, добиваясь своей цели — разру­шить, не созидая. И уж тем более Тургенев не мог допустить, даже на страницах произведения, что его герой своей цели добьется...

Итак, цель Базарова, цель нигилиста — «место расчис­тить». Разрушить, уничтожить все, не создав ничего... Оста­вив это дело другим — создавать на пустом месте. На расчи­щенном, выжженном, вытоптанном... Но оно, быть может, потеряет свое плодородие! И что же станет тогда с этим са­мым местом, на котором все старое уничтожено, а новое не создано? Порастет бурьяном, который не искоренить. И то­гда, возможно, гибель грозит всему, что еще осталось и каки­ми-то силами держится за жизнь.

Такого поворота событий Тургенев не может допустить. Такой поворот событий, быть может, грозит России... Если Базаров сможет добиться своей цели.
[sms]
Тургенев не дал Базарову настоящих единомышленни­ков — людей, которые разделяют его взгляды, идеи, планы, которые искренне преданы общему делу, которые действи­тельно хотят многого добиться. Есть Ситников, есть Кукшина, есть, наконец, Аркадий. Но они оказываются «псевдоспо­движниками». У Кукшиной и Ситникова нет собственного мнения, и они меняют мнения чужие, заимствованные, в за­висимости от моды. Им нужна видимость значительности, им нужно уважение — и у них нет другого выхода, кроме как согласиться с окружающими. Нельзя сказать, что ситнико-вы бесполезны, об этом заявляет и сам Базаров: «Мне нужны подобные олухи. Не богам же, в самом деле, горшки обжи­гать!..»
 
Что же касается Аркадия, то мнение у него есть, но оно не всегда совпадает с мнением Базарова. Аркадий пытал­ся «привить себе» эти взгляды, переделать себя, но все же его природа взяла свое. Он «ручной», ведомый, зависимый, он для Базарова — «мякенький либеральный барич», которому «приятно самого себя бранить». Это не тот человек, который нужен Базарову в качестве сподвижника, — ему нужен тот, кто вместе с ним будет «ломать других».

Итак, Базаров остается один. У него нет единомышленни­ков. Казалось бы, что может один? В этом-то и опасность Ба­зарова. Он сильный, твердый, упрямый человек. Он — сила, и он может обойтись без помощников. Он один — сильнее и больше их всех. Он — большой человек, который много мог, но мало успел...

Базаров с гордостью говорил, что он ближе к народу, чем аристократы, что он умеет говорить с народом. Но вот он по­говорил... И отзыв мужиков такой: «Известно, барин; разве он что понимает?» «»..Этот самоуверенный Базаров и не по­дозревал, что он в их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового...» Однако это было так.

Что же у Базарова осталось? Сподвижников нет. Умение общаться с мужиками он утратил — или вовсе не имел... И остались чувства, которые он так яро отрицал.

Только ли для того, чтобы показать никчемность или опасность Базарова, нужна Тургеневу его смерть? Нет: еще для того, чтобы выявить другую сторону характера героя, его суть.

Нигилизм — это идеология. Но ведь Базаров — человек. Никакой человек не в силах неотступно следовать своим ут- верждениям, иначе это будет уже не чистая идеология, а крайности со множеством противоречий. И хотя эти противо­речия есть и в Базарове, у него немало достоинств. «Не имея возможности показать нам, как живет и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает» — это мнение Д.И. Писарева совершенно справедливо.

Базаров — большой человек. Но перед смертью он стал еще больше: у него появилась душа, показалась из-под «по­крывала» идеологии. Базаров, который все отрицал, при­знает свою неправоту. Он отрицал любовь — и вот он понима­ет, что любит сам. Любит Анну Сергеевну Одинцову, любит своих родителей и оценивает их по достоинству: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыс­кать/..» Он был против красивых слов — и сам говорит люби­мой женщине: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...» Он считал себя непобедимым гигантом — а ока­залось, что «вся задача гиганта — как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет...» Признать свою неправоту могут только люди с огромным запасом душевных сил. Ка­ков же был этот запас у Базарова, если он признал себя не­правым перед смертью, сохранив и даже умножив свое досто­инство!

Итак, смерть Базарова для автора — один из способов ут­вердить свое положительное отношение к нему. Но это не единственный способ. На протяжении всего романа видно, как симпатии автора оказываются на стороне героя, даже если Тургенев не согласен с его утверждениями. Базаров ока­зывается достойнее многих героев романа, в том числе тех, которых любит он сам, хотя и не признается в этом почти до конца романа.
 
В Одинцовой Базаров видит человека, близко­го себе по духу, однако она деспотична по отношению к сест­ре. Базаров уважает и любит своих родителей, но Тургенев компрометирует любовь к нему самих «стариков». Отец бого­творит сына, рисуется перед ним, пытается не отстать от века (например, он явно неискренне относит к предрассудкам слу­жение молебна). Мать боится «Енечки», а ее забота о сыне . проявляется главным образом в том, чтобы накормить его и покойно устроить. Базаров никогда не оскорбляет их, нигде не говорит о них плохо, и все же, возможно, родители — главные виновники его духовного одиночества, духовной борьбы без исхода.

И все же главное, что понял перед смертью Базаров: «Я нужен России... Нет, видно не нужен». Он не только не нужен — он опасен. И даже, наверное, не он сам, а его идео­логия. А о нем самом — о его сути, о душе — искренне сожа­леет Тургенев. И пожалуй, действительно, — есть о чем по­жалеть.[/sms]
28 ноя 2007, 13:32
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.