Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Сочинение: Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик?
Критик А. Богданович говорил о первых рассказах и очерках писателя: «От большинства очерков г. Горького веет этим свободным дыханием степи и моря, чувствуется бодрое настроение, что-то независимое и гордое, чем они резко отличаются от очерков других авторов, касающихся того же мира нищеты и отверженности».
Когда Алексей Максимович Пешков избрал себе псевдоним «Горький», в этом уже был вызов, брошенный литературной среде. Сама писательская судьба сквозила в этом псевдониме, заранее настраивая читателя. Популярность Горького уже на рубеже веков была настолько громкой, что даже открытки с его изображением раскупались весьма бойко.
Он любил повторять в юности: «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться». Его первое произведение «Макар Чудра» было «рассказом в рассказе». Макар Чудра ценит главную ценность в жизни — свободу: «Что ж, — он (землепашец) родился затем, что ли, чтоб поковырять землю, да и умереть, не успев даже могилы самому себе вырыть? Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб — как только родился, всю жизнь раб, и все тут!» Его романтический герой — герой одной страсти. Изображается он крупно, без психологических тонкостей и деталей. Вот так и появляется герой повествования Макара цыган Лойко Зобар: «У него не было заветного — нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было».
[sms]
Обратим внимание на сердце, которое Лойко может вырвать из груди. Этот мотив Горький разовьет в рассказе «Старуха Изергиль», но в другом ключе. Данко отдает самое главное, самое заветное. У Лойко ничего заветного нет, и ему ничего не жаль. Вроде бы действительно свободный, лихой, ничего не жалеющий... Останавливает только это: «Не было заветного». Для Макара Чудры отсутствие заветного — черта положительная: человек не должен быть ни к чему привязан, будь то земля, деньги, конь, девушка. А точно ли ато положительная черта? Вот крадет Лойко коней. Лихое ремесло, занятие для свободного человека.
Однако любопытная деталь: конокрадов большей частью при поимке властям не сдавали! Их убивали, точнее, забивали на месте. Что значит увести у крестьянина коня? Пустить по миру, обречь на батрачество, на разорение. А Лойко крадет коней, причем даже не из-за денег, а просто так. Это свобода или своеволие? Прежде чем его описание появляется в рассказе, раздается музыка. Даже в ней звучало гордое сознание исключительности, царственного величия. После такого победного гимна появ- ляется человек, о котором читатель узнает только три подробности: «У него есть усы, кудри и улыбка как солнце». Так и должен выглядеть настоящий романтический герой, несущий на себе два цвета, красный и черный, цвета трагедии.
Лойко изображается так: «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи как ясные звезды горят, а улыбка — целое солнце, ей-богу! Точно его ковали из одного куска железа вместе с конем. Стоит весь, как в крови, в огне костра и сверкает зубами, смеясь».
Он влюбляется в красавицу Радду, «царицу-девку», которой «красоту можно бы на скрипке сыграть». И само море поет «торжественный гимн гордой паре красавцев-цыган.л». Однако Радда не желает расставаться со своей свободой, и эта история любви кончается трагически. Отец Радды карает Зо-бара смертью за убийство Радды.
Один из самых запоминающихся образов Горького-романтика — образ Данко. Он полон готовности к самопожертвованию ради народа. Сердце Данко — «факел великой любви к людям». Силой .этой любви он живет и действует, совершает подвиг — выводит свой народ из тьмы и угнетения к свободе — и гибнет ради блага народа.
Одна из важнейших сторон романтики молодого Горького — это образ прекрасного мира, поэтизация красоты человека и окружающей его природы, упоение радостью жизни, которому отдаются романтические герои поэм, песен, легенд и рассказов. В облике старухи Изергиль есть черты, импонирующие рассказчику: страстное жизнелюбие, неисчерпаемая воля к жизни и ее радостям, пафос вольности, независимости. «Свобода любит красоту, а красота — свободу», — позже напишет Горький в одной из своих статей.
Лойко изображается так: «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи как ясные звезды горят, а улыбка — целое солнце, ей-богу! Точно его ковали из одного куска железа вместе с конем. Стоит весь, как в крови, в огне костра и сверкает зубами, смеясь».
Он влюбляется в красавицу Радду, «царицу-девку», которой «красоту можно бы на скрипке сыграть». И само море поет «торжественный гимн гордой паре красавцев-цыган.л». Однако Радда не желает расставаться со своей свободой, и эта история любви кончается трагически. Отец Радды карает Зо-бара смертью за убийство Радды.
Один из самых запоминающихся образов Горького-романтика — образ Данко. Он полон готовности к самопожертвованию ради народа. Сердце Данко — «факел великой любви к людям». Силой .этой любви он живет и действует, совершает подвиг — выводит свой народ из тьмы и угнетения к свободе — и гибнет ради блага народа.
Одна из важнейших сторон романтики молодого Горького — это образ прекрасного мира, поэтизация красоты человека и окружающей его природы, упоение радостью жизни, которому отдаются романтические герои поэм, песен, легенд и рассказов. В облике старухи Изергиль есть черты, импонирующие рассказчику: страстное жизнелюбие, неисчерпаемая воля к жизни и ее радостям, пафос вольности, независимости. «Свобода любит красоту, а красота — свободу», — позже напишет Горький в одной из своих статей.
Писателю казалось, что история жизни Изергиль должна нравиться женщинам, способна возбудить в них жажду свободы, красоты». Для Изергиль свобода — это свобода чувства, свобода личности. Она неподкупна, хотя многим дарит свою любовь, горда и независима, способна к благородному поступку, хотя и изменчива. Она совершает подвиг, правда не во имя идеи, а ради любимого. Ей не чужда мечта о герое, она способна любоваться красотой подлинно героической жизни. «А когда человек любит подвиги, — говорит Изергиль, — он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, — те просто лентяи или трусы...» Благодаря образу Изергиль в рассказе-триптихе мотивы радости жизни и любования прекрасным миром совмещаются с мотивами героического самопожертвования Данко, его борьбы за свободу и благо родного племени. Красотой блещет и тот свободный край, куда Данко вывел родной народ, осветив путь вырванным из груди сердцем.
Основная настроенность горьковской романтики — героическая. Однако у певца «безумства храбрых» мы находим и цикл романтически окрашенных произведений, где возвышенно настроенный герой дан в обстановке реальной, повседневной современной жизни, где основной конфликт и драму героя составляет расхождение между мечтой, идеалом и неприглядной действительностью. Наконец, у Горького-романтика есть несколько интересных «героикомических» произведений, например рассказ «Ошибка» (1895 год). Фабула рассказа такова. Статистика Кравцова признают сошедшим с ума. Около него по очереди дежурят его сослуживцы.
Основная настроенность горьковской романтики — героическая. Однако у певца «безумства храбрых» мы находим и цикл романтически окрашенных произведений, где возвышенно настроенный герой дан в обстановке реальной, повседневной современной жизни, где основной конфликт и драму героя составляет расхождение между мечтой, идеалом и неприглядной действительностью. Наконец, у Горького-романтика есть несколько интересных «героикомических» произведений, например рассказ «Ошибка» (1895 год). Фабула рассказа такова. Статистика Кравцова признают сошедшим с ума. Около него по очереди дежурят его сослуживцы.
Кравцов буянит, обличает порядок окружающей жизни, которая кажется ему безумием. Он призывает порвать путы мещанского существования и зовет к иной жизни, более осмысленной. Речи «сумасшедшего» Кравцова кажутся некоторым его сослуживцам не менее разумными и более возвышенными, чем речи здоровых людей. Статистик Ярославцев видит в Кравцове пророка и учителя жизни, заражается его «безумием». В результате обоих — Кравцова и Ярославцева — отправляют в сумасшедший дом.
«Безумие» Кравцова в «Ошибке» — это, по существу, «высокая болезнь» романтика, героически настроенного и охваченного порывом к свободе, к творчеству и красоте. Кравцов сам прямо говорит о своей приверженности роман- тизму: «Те, что изгнали из жизни весь романтизм, раздели нас донага...»
В романтических произведениях Горького оттачивался его знаменитый стиль, над которым порой иронизировали критики, зато который так нравился читателям. Влияние горьков-ского стиля на литературу рубежа веков оказалось огромным.[/sms]
«Безумие» Кравцова в «Ошибке» — это, по существу, «высокая болезнь» романтика, героически настроенного и охваченного порывом к свободе, к творчеству и красоте. Кравцов сам прямо говорит о своей приверженности роман- тизму: «Те, что изгнали из жизни весь романтизм, раздели нас донага...»
В романтических произведениях Горького оттачивался его знаменитый стиль, над которым порой иронизировали критики, зато который так нравился читателям. Влияние горьков-ского стиля на литературу рубежа веков оказалось огромным.[/sms]
29 ноя 2007, 08:45
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.