Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Сочинение: В стихах Блока автор никогда не исчезает за своими образами...
Весной и летом 1898 года 18-летний поэт написал несколько светлых, радостных стихотворений.
Одной тебе, тебе одной,
Любви и счастия царице,
Тебе прекрасной, молодой,
Все жизни лучшие страницы!..
Он говорил о счастье, которое пророчит соловей влюбленным и которое «из полной светлой чаши» мы пьем, «пока не видя дна»...
Но Блоку не суждено было стать певцом радости. Слишком рано он почувствовал дисгармонию жизни, ощутил разлад мечты и действительности. В его чистый, идиллически безмятежный мирок ворвались отголоски «страшного мира»:
Здесь бушуют неверные бури,
Злые сны пролетают, звеня...
[sms]
Он увидел суету «безумных»., «скудные сердца» и «безнадежные лица» никогда не знавших весны. И гуманистический идеал поэта пришел в столкновение с низменными интересами пошлой толпы.
В мире нет счастья, радость иллюзорна, поэт одинок. Не может дать удовлетворения и любовное чувство; любовь вспоена страданием:
Там, там, глубоко под корнями
Лежат страдания мои,
Питая вечными слезами,
Офелия, цветы твои!
Единственный выход — уйти от мира, от суеты повседневности в область одинокой мечты:
Отрекись от любимых творений,
От любви и общений в миру,
Отрекись от мирских вожделений,
Думай день и молись ввечеру...
На земле не узнаешь награды,
Духом ясным пред
Божьим лицом,
Догорай, покидая лампаду,
Одиноким и верным огнем.
Но своеобразие Блока в том, что отъединенность от мира, от полноты земной жизни он воспринимал как ужас, как катастрофу, как величайшее несчастье. В основе его лирики лежат не мотивы человеконенавистничества, индивидуализма, эгоцентризма, смерти, а жажда любви, жизни, созидания.
Он уходит от мира — и рвется к нему, он боится подземных толчков, сотрясающих Родину, но он же говорит о своей любви к «гибели», он пытается запереться в «башне из слоновой кости» — и мучительно переживает свое одиночество. Он мечтает о борьбе с «мраком и дождем», о помощи «бедным, нагим несчастливцам», «страдальцам». Его тоска — тоска о грядущем, его страдания —переживания человека, лишенного возможности действовать (недаром так много совпадений в лирике раннего Блока с лирикой Лермонтова); его пессимизм — беспокойное чувство, толкающее к жизни, к подвигу:
Я жить хочу, хоть здесь и счастья нет,
И нечем сердцу веселиться,
Но все вперед влечет какой-то свет,
И будто им могу светиться.
Но временами мрак окружающей жизни казался поэту, непробиваемым. И тогда им овладевало отчаяние, и появлялись стихи, подобные тем, что написаны в 1912 году:
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века —
Все будет так. Спасенья нет...
Красота становится добычей невозвратного прошлого, как это случилось с Равенной, что спит «у сонной вечности в руках».
А виноградные пустыни,
Дома и люди — все гроба...
Гораздо чаще, однако, в поэзии Блока слышны мотивы жизнеутверждения, даже в тех стихах, где он говорит о горестях и душевных страданиях.
В стихотворении, созданном в 1914 году, «Ты помнишь? В нашей бухте сонной...» — воспоминание о встрече с четырьмя военными судами, вошедшими в «сонную бухту» и сразу преобразившими окружающее («Мир стал заманчивей и шире»). Но суда ушли — «и вновь обычным стало море, маяк уныло замигал...». Не следует, однако, по мысли поэта, предаваться тоске и горестным раздумьям:
Случайно на ноже карманном
Найди пылинку дальних стран —
И мир опять предстанет странным,
Закутанным в цветной туман! —
(обратим внимание на игру слов «стран» — «странным»). От нас зависит умение увидеть мир в его сложности и красоте. О своей жизненной позиции, о своем призвании Блок писал в том же году:
О, я хочу безумно жить.
Все сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!
Пусть душит жизни сон тяжелый,
Пусть задыхаюсь в этом сне, —
Быть может, юноша веселый
В грядущем вспомнит обо мне.
Простим угрюмство — разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь — дитя добра и света,
Он весь — свободы торжество!
Как всякий поэт, Блок ряд стихотворений посвятил теме творчества. Он видел сложность, противоречивость своей поэзии и, обращаясь к Музе, писал:
Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть
Зла, добра ли? — Ты вся — не отсюда.
Мудрено про тебя говорят:
Для иных ты — и Муза, и чудо.
Для меня ты — мученье и ад.
Поэт, творя, испытывает и «роковую отраду», и «безумную сердцу усладу — эту горькую страсть, как полынь!» («К Музе»).
Путь, как символ России, ее просторов, ее «далей необъятных», ее тоски и исступленного стремления, и бродяга-нищий, порожденный этим путем, — вот новые «слова-звезды» лирики Блока...
Ими освящено удивительное стихотворение «Русь».
Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне — ты почиешь, Русь!
Из материала работы о русских заговорах и заклинаниях строится образ демонической колдовской Руси. Дебри, болота, зарева пожаров, снеговые столбы, где кружатся ведьмы, ночные хороводы разноликих народов, пути и распутья, ветер и вьюга, страшная, нищая Россия. И вся она — в движении, в полете, взметенная и взвихренная. В этом вихре — ее душа. Темный лик — лишь покров, закрывающий тайну. Стихотворение кончается торжественными мистическими строфами:
Живую душу укачала,
Русь, на своих просторах ты,
И вот, она не запятнала
Первоначальной чистоты.
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь,
Она и в снах необычайна,
Ее одежды не коснусь.
В мире нет счастья, радость иллюзорна, поэт одинок. Не может дать удовлетворения и любовное чувство; любовь вспоена страданием:
Там, там, глубоко под корнями
Лежат страдания мои,
Питая вечными слезами,
Офелия, цветы твои!
Единственный выход — уйти от мира, от суеты повседневности в область одинокой мечты:
Отрекись от любимых творений,
От любви и общений в миру,
Отрекись от мирских вожделений,
Думай день и молись ввечеру...
На земле не узнаешь награды,
Духом ясным пред
Божьим лицом,
Догорай, покидая лампаду,
Одиноким и верным огнем.
Но своеобразие Блока в том, что отъединенность от мира, от полноты земной жизни он воспринимал как ужас, как катастрофу, как величайшее несчастье. В основе его лирики лежат не мотивы человеконенавистничества, индивидуализма, эгоцентризма, смерти, а жажда любви, жизни, созидания.
Он уходит от мира — и рвется к нему, он боится подземных толчков, сотрясающих Родину, но он же говорит о своей любви к «гибели», он пытается запереться в «башне из слоновой кости» — и мучительно переживает свое одиночество. Он мечтает о борьбе с «мраком и дождем», о помощи «бедным, нагим несчастливцам», «страдальцам». Его тоска — тоска о грядущем, его страдания —переживания человека, лишенного возможности действовать (недаром так много совпадений в лирике раннего Блока с лирикой Лермонтова); его пессимизм — беспокойное чувство, толкающее к жизни, к подвигу:
Я жить хочу, хоть здесь и счастья нет,
И нечем сердцу веселиться,
Но все вперед влечет какой-то свет,
И будто им могу светиться.
Но временами мрак окружающей жизни казался поэту, непробиваемым. И тогда им овладевало отчаяние, и появлялись стихи, подобные тем, что написаны в 1912 году:
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века —
Все будет так. Спасенья нет...
Красота становится добычей невозвратного прошлого, как это случилось с Равенной, что спит «у сонной вечности в руках».
А виноградные пустыни,
Дома и люди — все гроба...
Гораздо чаще, однако, в поэзии Блока слышны мотивы жизнеутверждения, даже в тех стихах, где он говорит о горестях и душевных страданиях.
В стихотворении, созданном в 1914 году, «Ты помнишь? В нашей бухте сонной...» — воспоминание о встрече с четырьмя военными судами, вошедшими в «сонную бухту» и сразу преобразившими окружающее («Мир стал заманчивей и шире»). Но суда ушли — «и вновь обычным стало море, маяк уныло замигал...». Не следует, однако, по мысли поэта, предаваться тоске и горестным раздумьям:
Случайно на ноже карманном
Найди пылинку дальних стран —
И мир опять предстанет странным,
Закутанным в цветной туман! —
(обратим внимание на игру слов «стран» — «странным»). От нас зависит умение увидеть мир в его сложности и красоте. О своей жизненной позиции, о своем призвании Блок писал в том же году:
О, я хочу безумно жить.
Все сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!
Пусть душит жизни сон тяжелый,
Пусть задыхаюсь в этом сне, —
Быть может, юноша веселый
В грядущем вспомнит обо мне.
Простим угрюмство — разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь — дитя добра и света,
Он весь — свободы торжество!
Как всякий поэт, Блок ряд стихотворений посвятил теме творчества. Он видел сложность, противоречивость своей поэзии и, обращаясь к Музе, писал:
Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть
Зла, добра ли? — Ты вся — не отсюда.
Мудрено про тебя говорят:
Для иных ты — и Муза, и чудо.
Для меня ты — мученье и ад.
Поэт, творя, испытывает и «роковую отраду», и «безумную сердцу усладу — эту горькую страсть, как полынь!» («К Музе»).
Путь, как символ России, ее просторов, ее «далей необъятных», ее тоски и исступленного стремления, и бродяга-нищий, порожденный этим путем, — вот новые «слова-звезды» лирики Блока...
Ими освящено удивительное стихотворение «Русь».
Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне — ты почиешь, Русь!
Из материала работы о русских заговорах и заклинаниях строится образ демонической колдовской Руси. Дебри, болота, зарева пожаров, снеговые столбы, где кружатся ведьмы, ночные хороводы разноликих народов, пути и распутья, ветер и вьюга, страшная, нищая Россия. И вся она — в движении, в полете, взметенная и взвихренная. В этом вихре — ее душа. Темный лик — лишь покров, закрывающий тайну. Стихотворение кончается торжественными мистическими строфами:
Живую душу укачала,
Русь, на своих просторах ты,
И вот, она не запятнала
Первоначальной чистоты.
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь,
Она и в снах необычайна,
Ее одежды не коснусь.
Отметим несравненное мастерство «звуковой светотени», контраста темных «у» со светлыми «а». После приглушенной мелодии на «у» («Живую душу... Русь») — какими победными трубами поют созвучия на «а»:
И вот, она не запятнала
Первоначальной чистоты.
«Живая душа» России, «нищая» ее природа озарена нездешним светом. Тайна ее приоткрывается в стихотворении «Вот Он — Христос в цепях и розах», навеянном пейзажами Нестерова. Синее небо, поля, леса, овраги складываются в черты иконописного Лика:
В простом окладе синего неба
Его икона смотрит в окно,
Убогий художник создал небо,
Но Лик и синее небо одно.
На русской земле, смиренной и скудной, отпечатлен Лик Христа. И чтобы понять Его — нужно стать странником, скитальцем, «нищим, распевающим псалмы»:
И не постигнешь синего Ока,
Пока не станешь сам, как стезя...
«Путь» — «стремление» — «странничество» — «Россия» — «Христос» — такова-линия нарастания лирической волны в стихах Блока.
В стихотворении «Художник», написанном в традициях символизма — с зашифрованными, не всегда ясными образами, — та же мысль о проклятии, тяготеющем над поэтическим дарованием: поэт не может не писать; но как же мучительно для духа его желание заключить живые явления живого мира в стальную, тяжелую клетку художественных образов:
Вот моя клетка — стальная, тяжелая,
Как золотая, в вечернем огне.
Вот моя птица, когда-то веселая,
Обруч качает, поет на окне.
Крылья подрезаны, песни заучены.
Любите вы под окном постоять?
Песни вам нравятся.
Я же, измученный,
Нового жду — и скучаю опять.
Тяжел крест поэта, особенно русского. Тяжел, но и славен. Блок чувствовал свою ответственность перед Родиной, перед историей. И потому в его творчестве постоянно, в разных поворотах, звучит тема России, Родины.[/sms]
И вот, она не запятнала
Первоначальной чистоты.
«Живая душа» России, «нищая» ее природа озарена нездешним светом. Тайна ее приоткрывается в стихотворении «Вот Он — Христос в цепях и розах», навеянном пейзажами Нестерова. Синее небо, поля, леса, овраги складываются в черты иконописного Лика:
В простом окладе синего неба
Его икона смотрит в окно,
Убогий художник создал небо,
Но Лик и синее небо одно.
На русской земле, смиренной и скудной, отпечатлен Лик Христа. И чтобы понять Его — нужно стать странником, скитальцем, «нищим, распевающим псалмы»:
И не постигнешь синего Ока,
Пока не станешь сам, как стезя...
«Путь» — «стремление» — «странничество» — «Россия» — «Христос» — такова-линия нарастания лирической волны в стихах Блока.
В стихотворении «Художник», написанном в традициях символизма — с зашифрованными, не всегда ясными образами, — та же мысль о проклятии, тяготеющем над поэтическим дарованием: поэт не может не писать; но как же мучительно для духа его желание заключить живые явления живого мира в стальную, тяжелую клетку художественных образов:
Вот моя клетка — стальная, тяжелая,
Как золотая, в вечернем огне.
Вот моя птица, когда-то веселая,
Обруч качает, поет на окне.
Крылья подрезаны, песни заучены.
Любите вы под окном постоять?
Песни вам нравятся.
Я же, измученный,
Нового жду — и скучаю опять.
Тяжел крест поэта, особенно русского. Тяжел, но и славен. Блок чувствовал свою ответственность перед Родиной, перед историей. И потому в его творчестве постоянно, в разных поворотах, звучит тема России, Родины.[/sms]
29 ноя 2007, 09:35
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.