Сочинение: Что услышал А.А. Блок в «музыке революции»? (по поэме «Двенадцать»)
«Всякое стихотворение — звенящая, расходящаяся концентрическими кругами точка. Нет, — это даже не точка, а, скорее, астрономическая туманность. Из нее рождаются миры" — так охарактеризовал Блок то настроение, которое владело им, когда он искал для отображения революционной эпохи какую-то новую форму стихосложения. Новые формы стиха у Блока возникали из нового отношения к миру: «Художник поглощен исканием форм, способных выдержать напор творческой энергии».
В поэму «Двенадцать» включены осколки плясовых наигрышей, частушек и «жестоких» романсов. Частушки звучат, как музыка баяна, который захлебывается бесшабашным русским весельем и сумасшедшей русской радостью. Исповедь Петрухи стилизована под «жестокий» романс из тех, что разнесены шарманщиками по окраинам Петербурга. Иван Бунин, который резко отрицательно отозвался о поэме «Двенадцать», упрекает Блока за то, что поэт, взявшийся за стилизацию народных мелодий, не знает народного языка. По мнению Бунина, питерский рабочий не имеет представления о том, что такое «пунцовая родинка» и т. д. Выдвинутое Буниным обвинение необоснованно.
Жители окраин Петербурга были большими любителями дешевых бульварных романов. В их речь часто входили «пышные» обороты речи, заимствованные из этих романов. Обороты эти не формировали строй речи, а только загрязняли хороший русский язык. Блок подметил эту особенность с удивительной чуткостью. Кроме того, обрывки народных мелодий включены поэтом в текст поэмы «Двенадцать» по такому же принципу, который Руководил Чайковским, когда композитор включил в одну из своих симфоний мелодию русской песни «Во поле березонька стояла». Блоком неоднократно применен поэтический контрапункт, т. е. принцип одновременного звучания Двух мелодий. В русских частушках и даже мещанских романсах сквозь пошлость и дурной вкус порой пробивается сйльная страсть и настоящее горе. Александр Блок создал вЫсокое и прекрасное из такого материала, от которого дру-Гае резчики по слову могли бы брезгливо отвернуться.
[sms]
Поэма «Двенадцать» разбита на двенадцать эпизодов. Редко в каком из эпизодов не встречается лозунг или марш.
Первый эпизод заканчивается лозунгом: «Товарищ, гляди в оба!»
Перед самым концом второго эпизода марш и лозунг сливаются воедино: «Революцьонный держите шаг!»
Третий эпизод заканчивается маршем. В конце шестого эпизода снова повторяется призывный лозунг: «Революцьонный держите шаг!» В конце седьмого эпизода и отчасти в восьмом марш перерастает в озорную частушку: «Запирайте етажи». В конце десятого и одиннадцатого эпизода снова обручены марш и лозунг: «Вперед, вперед, вперед, рабочий народ!» «Во время работы я несколько дней — физически, слухом — ощущал вой ветра», — пишет поэт. Сделав марш и лозунг лейтмотивом своей поэмы, Александр Блок как бы преображает слово в неистовый ветер. Сжатые и стремительные строфы сами переходят в бурю:
«Поток, ушедший в землю, протекавший в глубине и тьме, — вот он опять шумит и в шуме его — новая музыка. Мы любим эти диссонансы, эти звоны, эти неожиданные переходы в оркестре.
Но если мы их, действительно, любили... мы должны слушать и любить те же звуки теперь, когда они вырастают из мирового оркестра и, слушая, понимать, что это — о том же, все о том же... Дело художника, обязанность художника — видеть то, что задумано, слушать ту музыку, которой гремит разорванный ветром воздух».
Из этих высказываний видно, что органическое единство формы и содержания было для Блока закономерностью.
Трагедия красногвардейца, убившего — то ли из ревности, то ли случайно, при попытке рассчитаться с соперником — девку, с которой герой поэмы проводил черные, хмельные ночки — творческий нерв «Двенадцати».
Кровь Катьки и безумное отчаяние Петрухи пронесены Блоком сквозь кровь и безумное отчаяние всей русской революции: личное, индивидуальное раскрывает себя в коллективном, в разбушевавшейся стихии. Смена различных силлабо-тонических ритмов ритмами чисто тоническими — только средство к тому, чтобы художественно воспроизвести и рушащийся старый мир, и страстный, преображающийся в бурю порыв к новому.
Новое дано преимущественно в тонических ритмах, старое — в силлабо-тонических. Столкновение ритмов рождает бурю: и слова, и художественный образ подчинены смыслу.
На наших глазах происходит чудесное превращение: гул, «крушение старого мира», полет, порыв, бесцельное стремление становятся «великой творческой силой»; чистое разрушение обращается в созидание. Поэт верит, что музыка революции поет «о великом», верит, что она несет «мир и братство народов». Он обращается к интеллигенции: «Вы мало любили, а с вас много спрашивается, больше, чем с кого-нибудь. В вас не было хрустального звона, этой музыки, любви. Любовь творит чудеса, музыка завораживает зверей. А вы (все мы) жили без музыки и без любви. Лучше уж молчать сейчас, если нет музыки, не слышать музыки. Ибо всё, кроме музыки, всё, что без музыки, сейчас только разбудит и озлит зверя». В этих напряженных, упрямых повторениях слова «музыка» чувствуется одержимость.
Огненная вера в чудотворную силу музыки («только музыка спасет») заставляет поэта поставить знак равенства между музыкой и революцией. Пусть в революции — кровь, самосуд и красный петух, пусть разрушаются дворцы и стираются с лица земли кремли, пусть ее мутный поток несет щепки, обломки и грязь, пусть хамство и зверство, разбойники, убийцы и провокаторы, — все это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушительного гула, который издает поток.
Никогда еще душа Блока не была так раскалена, так расплавлена, как в эти роковые и великие дни. Вершина его пророческого предвидения — в словах о мировой миссии революции. «Размах русской революции, — пишет он, — желающей охватить весь мир, таков: она лелеет надежду поднять мировой циклон, который донесет в заметенные снегом страны теплый ветер и нежный запах апельсинных рощ; увлажнит спаленные солнцем степи Юга прохладным северным дождем. «Мир и братство народов» — вот знак, под которым проходит русская революция.
Вот о чем ревет ее поток. Вот музыка, которую имеющий уши должен слышать».
В черную ночь восстания мы слышали только голос города; крестьянская, «деревенская Россия» у Блока безмолвствует; поет городская голытьба, рабочие, фабричный люд, всколыхнувшееся дно столицы. «Двенадцать» — это весь Петербург, его ветер, его метельная ночь, его озорная песня. Поэт возносит на высоту искусства вульгарный мещанский говорок:
Аль не вспомнила, холера?
Али память не свежа?
Или:
Поддержи свою осанку!
Над собой держи контроль!
Или:
Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Поэт подслушал свои ритмы в кабаках и трущобах, в пьяной песне под гитару, в пляске с гармоникой, в цыганском романсе, в «душещипательном» распеве шарманки, в фабричной частушке. Блок эту «мещанскую музыку» превратил в голос стихии, оркестровав ее ритмами метели, гибели и свободы.
Тоническими стихами начинается поэма:
Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер,ветер —
На всем божьем свете.
Чередование двухударных строчек с трехударными подготовляет «державный шаг» двенадцати. Тема дана — ветер. Революция — стихия — ветер. И ритмы, и звуки — ветровые: мир закружился, полетел, все сорвалось с места — один «полет», один «порыв», одно обезумевшее движение. Тема ветра острым свистом пронизывает поэму:
Завивает ветер
Белый снежок.
Ветер хлесткий!
Не отстает и мороз!
Ветер веселый
И зол,и рад,
Крутит подолы,
Прохожих косит,
Рвет, мнет и носит
Большой плакат.
Два ритмических удара, все торопливее, все неистовее — с перебоями, ускорениями (3 удара: «рвет, мнет и носит»). И конец:
Один бродяга
Сутулится,
Да свищет ветер...
Вторая глава — резкий перелом ритма; звуки веселого марша:
Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек... Революцьонный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг —
и тут же залихватская плясовая:
Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!
Катька с Ванькой занята —
Чем, чем занята?.. Тра-та-та!
Поэма «Двенадцать» — торжество новой ритмической стихии. Богатство, разнообразие и выразительность ее ритмов — небывалые в русской поэзии.
Народные вольные напевы сталкиваются со строгими классическими размерами: на диссонансах, синкопах, контрастах и срывах строится музыкальный контрапункт поэмы. «Музыка революции» вбирает в себя «городские темы» всей поэзии Блока. [/sms]