Сочинение: А.А.БЛОК "Образ Христа и загадка финала поэмы «Двенадцать»"
«Самосожжение, как религиозный подвиг, — пишет Н.А. Бердяев — русское национальное явление, почти неизвестное другим народам».
Русский большевизм — ожесточенный противник христианства. Александра Блока пленил не общественный идеал большевиков, а то стремление к новому миру, во имя которого русский мужик готов на самосожжение.
Отношение Блока к этому стремлению тесно связано с отношением поэта к русской религиозной идее.
К лику Иисуса Христа Блок простер руки давно:
Когда в листве сырой и ржавой
Рябины заалеет гроздь, —
Когда палач рукой костлявой
Вобьет в ладонь последний гвоздь,
Когда над рябью рек свинцовой,
В сырой и серой высоте,
Пред ликом родины суровой
Я закачаюсь на кресте,
Тогда просторно и далеко
Смотрю сквозь кровь предсмертных слез,
Я вижу по реке широкой
Ко мне плывет в челне Христос.
В глазах — такие же надежды,
И то же рубище на Нем,
И жалко смотрит из одежды
Ладонь, пробитая гвоздем.
Христос, родной простор печален,
Изнемогаю на кресте,
И челн Твой будет ли причален
К моей распятой высоте?
Раскольники, которые шли к Христу путем самосожжения, тоже с давних пор привлекали поэта:
Задебренные лесом кручи
И где-то там на высоте
Рубили деды сруб горючий
И пели о своем Христе ...
И капли ржавые, лесные,
Таясь в глуши и темноте,
Несут истерзанной России
Весть о сжигающем Христе. [sms]
Блока давно интересовала проблема взаимоотношений религии и революции. Незадолго до «Двенадцати» Блоком была задумана поэма о Христе.
Поэт увенчал «Двенадцать» образом Христа после мучительных сомнений и тревожных раздумий. В революции не только кровь и дикий, бесшабашный разгул, ибо она озарена великим светом. Свет исходит от Христа. Но образ Христа явится для Блока мучительной и сложной загадкой.
Неверно, что Блок благословил революцию именем Христа: для поэта революция — борьба двух стихий — света и тьмы.
Красногвардеец Петр приходит в ужас от того, что сделано им. И вот убийца, которого тяготит содеянный грех, припоминает золотой иконостас православного храма. Некто «Незримый» больше всего страшится этого мгновения. Он стремится убить раскаяние в душе Петра. «Незримого» ошибочно отождествлять с Христом или с самим поэтом. «Незримый» — антихрист. В поэме «Двенадцать» воспроизведена борьба между Христом и Антихристом за обладание душой России. Образ «Незримого» — расплывчатый и зыбкий. Мы не ощущаем его присутствия, а можем только догадываться о том, кто он и где он, — по последствиям действий, им проявленных.
Красногвардеец Петр и его товарищи пошли за «Незримым», полагая, что идут за Христрм.
Сам поэт одно время колебался. За кем идти? За Христом или за «Незримым»? «Дело не в том, достойны ли они Его (то есть красногвардейцы Христа), а страшно то, что Он опять с ними, а другого пока нет. А надо другого», — пишет Блок.
Присутствие другого мы в поэме «Двенадцать», повторяю, только ощущаем, но мятежный народ, который, хоть и подчинен воле «Незримого», душой и сердцем не с «Незримым», а с Христом. Русская революция вызвана неопределенным стремлением к Царству Божию на земле: Блок верил, что если это стремление и не приведет Русь к стенам Нового Иерусалима, то рано или поздно преобразит нашу страну, позволит ей освободиться от мучений и скорби. Поэт подчеркивает, что, заставив Христа возглавить красногвар- дейцев, он только констатировал факт, увидев Спасителя, заметенным петроградской метелью. «Религия не только связана с реакцией. Возрождение России немыслимо без ее религиозного возрождения».
Позднее, когда Блок пересмотрел свои взгляды на революцию, поэт от Христа не отрекся, не согласился с тем, что Христос, уходящий в метель и полумрак, — только роковая галлюцинация, из этого безысходного круга есть только один выход: раскрытие внутри самой России, в ее духовной глубине мужественного, личного, оформленного начала, овладение собственной национальной стихией, имманентное пробуждение мужественного светоносного создания.
Блок продолжал настаивать на том, что образ Христа в Самом конце поэмы не случаен, а закономерен.
Поэт стал жертвой гиперболической дальнозоркости; веры в религиозное возрождение он не утратил, но только пришествие этого возрождения отодвинуто им в далекое будущее:
«...все будет хорошо. Россия будет великой. Но, Боже мой, как долго ждать, как мучительно долго ждать»;
«Россия — буря. России суждено пережить муки унижения, разделения, но она выйдет из этих унижений новой и по-новому великой».
Концовка поэмы «Двенадцать» и объясняется той же гиперболической дальнозоркостью, присущей творчеству Блока: поэт перенес образ Христа из далекого будущего в современность.
Через два года после написания «Двенадцати» (1 апреля 1920 г.) поэт с негодованием отвечал критикам, видевшим в его поэме «политические стихи»: «...я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было написано в согласии со стихией; например, во время и после окончания «Двенадцати» я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум ветра — шум слитый. Поэтому те, кто видит в «Двенадцати» политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой — будь они враги или друзья моей поэмы».
Но как совместить ощущение самосожжения — как греха, свойственного русской душе, — с искренней уверенностью в том, что Христос не отрекся от красногвардейцев? Дело в том, что новые миры возникают не из обугленных развалин, и к ним, к этим мирам, Россия придет не через самосожжение, а через сознание греха, через стремление очиститься от злой тьмы. И вот тогда у поэта вера в силу самосожжения сменяется преклонением перед раскаянием. И в этом преклонении, быть может, и заключена основная идея «Двенадцати».
Отделывая поэму, Блок замечает в записной книжке: «Что Христос идет перед ними — несомненно». Образ этот художественно правдив: он рожден музыкой, а Блок верит, что музыка не обманывает. Но как разумно объяснить его появление? Ведь музыка говорила о разрушении всего: отечества, нравственности, религии. И вот — Христос с «разрушителями». Дневник отражает смущение и растерянность поэта. 20 февраля он записывает: «Страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы «недостойны» Иисуса, который идет с ними сейчас, а в том, что именно Он идет с ними, а надо, чтобы шел Другой». «Другой» с большой буквы — это Антихрист.
Действительно — страшная мысль и дьявольский соблазн: отдать во власть Антихриста в муках рождающуюся новую Россию! Блок преодолевает это искушение: он больше не сомневается, что с ними Христос. «Большой ум» его свидетельствует об этом непреложно; но «малый ум» бунтует против христианства, борется с «женственным призраком».
Трагическое раздвоение сознания между мистической верой и рассудочным неверием запечатлено в замечательной дневниковой записи 10 марта. «Марксисты, — пишет Блок, — самые умные критики, и большевики правы, опасаясь «Двенадцати». Но... трагедия художника остается трагедией. Кроме того:
Если бы в России существовало действительное духовенство, а не только сословие нравственно тупых людей духовного звания, оно давно бы «учло» то обстоятельство, что «Христос с красногвардейцами». Едва ли можно оспорить эту истину, простую для людей, читавших Евангелье и думавших о нем. У нас, вместо того, они «отлучаются от церкви»... «Красная гвардия» — «вода» на мельницу христианской церкви (как и сектантство и прочее, усердно гонимое). В этом — ужас (если бы это поняли). В этом слабость красной гвардии: дети в железном веке; сиротливая деревенская церковь среди пьяной и похабной ярмарки. Разве я «восхвалял»? Я только констатировал факт: если вглядеться в столбы метели на этом пути, то увидишь «Иисуса Христа». Но я иногда сам глубоко ненавижу этот женственный призрак». Здесь говорят два человека: одному дано свыше констатировать факт (какая пророческая уверенность!), что Христос «на этом пути»; другой боится этого факта, испытывает прилив ненависти к «призраку». Первый — ясновидец, второй — нигилист и разрушитель.
29 января, в день окончания «Двенадцати», Блок заносит в записную книжку: «Сегодня я — Гений».[/sms]