Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Сочинение: Стихотворение А.А. Блока «Незнакомка»
Излюбленными местами Блока были убогие переулки Петербургской стороны, просторы островов, безлюдное шоссе за Новой Деревней, поля за Нарвской Заставой; для более долгих прогулок он отправлялся в Озерки, Шуваловский парк, Лесной. Предместья Петербурга — пейзаж его стихов этой эпохи: он подарил им поэтическое бессмертие.
Белый вспоминает об одном трагическом возвращении поэта домой. «Однажды, в 12 часов ночи, он входит в мятом своем сюртуке, странно серый, садится; и — каменеет у стенки; Любовь Дмитриевна: «Саша, — пьяный?» Александр Александрович соглашается: «Да, Люба, пьяный». Вернулся в тот день с островов; в ресторане им было написано стихотворение «Незнакомка»...
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Звучание одной первой строки, с ее открытыми «а» и повторением плавных «р» и «н» («вечерам... ресторанами»), лак. уже уносит волшебной музыкой. Ей откликается торжественное «а» в строфе:
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
[sms]
Но здесь звук «а» инструментован шипящими «ж», «ч», «ш» («каждый вечер», «час», «назначенный», «девичий», «шелками», «схваченный», «движется») — и эти обертоны сопровождают мелодию шорохами и шелестами призрачных шелков. И самая магическая строка:
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
Здесь снова рокочет труба «р» «древними», «поверьями», «упругие», «призрачные», «перьями», «рука», а высокое «а» резко падает в глухое «у» («упругие шелка» — «узкая рука»).
Единство поэтического мира Блока основано на противопоставление далекого и близкого. Вот так, из далекого иного мира является Незнакомка. К.И. Чуковский писал о поэте: «...Блок во всех своих твореньях... опять и опять преображает житейское в Иное. Он не только говорил о преображении мира, но преображал его творчески».
Таинственное видение включено в пошлую раму сестро-рецкого пейзажа: переулочная пыль, крендель булочной, остряки в котелках, сонные лакеи, пьяницы с глазами кроликов. И в весеннем тлетворном духе, среди детского плача и женского визга, живет и торжествует только она, одна она:
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Даль была очарованной, потому что вблизи были банальные и пошлые рабочие люди, крестьяне, проститутки. Блок утверждал, что красивое в мире — только блестящий покров. Он раскинут над чем-то иным. «Сквозь все слова о красивом,
о добром, о правдивом, — писал А. Блок, — можно расслышать иные слова, по отношению к которым вся россыпь внешних слов окажется лишь покровом...»
11 ноября 1906 года Блок закончил свою третью лирическую драму «Незнакомка». Первоначально она была озаглавлена «Три видения». Поэт читал ее нескольким друзьям. 19 ноября он сообщает матери: «Третьего дня понравилась «Незнакомка» Тане (Татьяна Николаевна Гиппиус), Жене (Е.П. Иванов), Кузнецову и Чулкову».
Во втором издании «Нечаянной Радости» к стихотворению «Незнакомка» сделано следующее примечание: «Развитие темы этого и смежных стихотворений в лирической драме того же имени». В сборнике «Нечаянная Радость» можно выделить цикл из пяти стихотворений, посвященных теме «Незнакомка». Они построены на раскрытии метафоры: Незнакомка — падучая звезда. В знаменитых строфах «По вечерам над ресторанами» это таинственное событие подготовляется. Встретив неизвестную женщину в ресторане, поэт взволнован загадочностью и знакомостью ее странного образа («И странной близостью закованный»). Он смутно, как во сне («Иль это только снится мне?»), вспоминает другую реальность, другой очарованный мир... «Чье-то солнцё> ему вручено, «глухие тайны» ему поручены; пространство разорвано: вот уже исчезли стены ресторана, и ее синие очи цветут на дальнем берегу. В следующем стихотворении тема ресторанной встречи варьируется: образ Незнакомки становится отчетливее:
Она бесстыдно упоительна
И унизительно горда.
В суете, среди толстых пивных кружек:
Сквозит вуаль, покрытый мушками,
Глаза и мелкие черты.
Впервые вводится уподобление ее — звезде.
Чего же жду я, очарованный
Моей счастливою звездой,
И оглушенный и взволнованный
Вином, зарею и тобой?
В неземной музыке, несущей ее на своей волне, окружающая пошлость приобретает таинственную глубину. Потрясенный, разорванный между двумя мирами, поэт вопрошает Незнакомку:
Средь этой пошлости таинственной
Скажи, что делать мне с тобой —
Недостижимой и единственной,.
Как вечер дымно-голубой?
В трех смежных стихотворениях метафора: женщина-звезда выходит из тумана сравнений, сходства, уподоблений и поднимается до победного тождества. Незнакомка — не есть женщина, похожая на звезду: она — звезда. Это — ее прошлое: она сверкала в небе и упала на землю огненной кометой. И в этом ее «глухая тайна», отгаданная ясновидцем-поэтом.
В стихотворении «Там в ночной завывающей стуже» он видит ее лицо «в поле звезд». Во вьюжных трелях, под бубен метели она летит кометой, «звезды светлые шлейфом влача». И стихотворение заканчивается:
И над мигом свивая покровы,
Вся окутана звездами вьюг,
Уплываешь ты в сумрак снеговый,
Мой от века загаданный друг.
Эмпирический образ ее (женщина в ресторане) утонул в раскрывшейся звездной бездне; длинный шлейф черного платья — хвост кометы, окутанный звездами.
Еще торжественней, еще великолепней раскрывается ее небесное происхождение в следующей сцене:
Шлейф, забрызганный звездами,
Синий,синий,синий взор.
Меж землей и небесами
Вихрем поднятый костер.
Жизнь и смерть в круженьи вечном
Ты — путям открыта млечным,
Скрыта в тучах грозовых.
Своей рукой, «узкой, белой, странной» (сравните: «Ив кольцах узкая рука»), она дает ему факел-кубок; он расплеснется по небу Млечным Путем, и — тогда она взойдет над пустыней «щлейф кометы развернуть». Реализация метафоры (Женщина — звезда) не есть поглощение одного элемента другим. Незнакомка — одновременно и одинаково реально и женщина на земле, и звезда в небе. В этом тождестве противоречий — чудо поэзии, вершина романтического искусства... Комета, плывущая Млечным Путем, скрытая в грозовых тучах, сияет «синим, синим, синим взором», протягивает узкую белую руку, влачит забрызганный звездами шлейф.
В последнем стихотворении цикла космическая природа Незнакомки показана в мифе о падении прекрасной звезды. Цикл поэтического творчества завершен: преображение мира проходит три священные ступени: уподобление, метафору и миф.
Поэт обращается к женщине, случайно встреченной на улице:
Поверь, мы оба небо знали:
Звездой кровавой ты текла.
Я измерял твой путь'в печали,
Когда ты падать начала.
Мы знали знаньем несказанным
Одну и ту же высоту
И вместе пали за туманом,
Чертя уклонную черту.
Но и теперь, «в неосвещенных воротах», взор ее столь же светел, как был когда-то «в туманных высотах»; и так же проходит он по темной улице.
И то же небо за тобою,
И шлейф влачишь, как та звезда!
Серебряный, узкий ее пояс —
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
Здесь снова рокочет труба «р» «древними», «поверьями», «упругие», «призрачные», «перьями», «рука», а высокое «а» резко падает в глухое «у» («упругие шелка» — «узкая рука»).
Единство поэтического мира Блока основано на противопоставление далекого и близкого. Вот так, из далекого иного мира является Незнакомка. К.И. Чуковский писал о поэте: «...Блок во всех своих твореньях... опять и опять преображает житейское в Иное. Он не только говорил о преображении мира, но преображал его творчески».
Таинственное видение включено в пошлую раму сестро-рецкого пейзажа: переулочная пыль, крендель булочной, остряки в котелках, сонные лакеи, пьяницы с глазами кроликов. И в весеннем тлетворном духе, среди детского плача и женского визга, живет и торжествует только она, одна она:
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Даль была очарованной, потому что вблизи были банальные и пошлые рабочие люди, крестьяне, проститутки. Блок утверждал, что красивое в мире — только блестящий покров. Он раскинут над чем-то иным. «Сквозь все слова о красивом,
о добром, о правдивом, — писал А. Блок, — можно расслышать иные слова, по отношению к которым вся россыпь внешних слов окажется лишь покровом...»
11 ноября 1906 года Блок закончил свою третью лирическую драму «Незнакомка». Первоначально она была озаглавлена «Три видения». Поэт читал ее нескольким друзьям. 19 ноября он сообщает матери: «Третьего дня понравилась «Незнакомка» Тане (Татьяна Николаевна Гиппиус), Жене (Е.П. Иванов), Кузнецову и Чулкову».
Во втором издании «Нечаянной Радости» к стихотворению «Незнакомка» сделано следующее примечание: «Развитие темы этого и смежных стихотворений в лирической драме того же имени». В сборнике «Нечаянная Радость» можно выделить цикл из пяти стихотворений, посвященных теме «Незнакомка». Они построены на раскрытии метафоры: Незнакомка — падучая звезда. В знаменитых строфах «По вечерам над ресторанами» это таинственное событие подготовляется. Встретив неизвестную женщину в ресторане, поэт взволнован загадочностью и знакомостью ее странного образа («И странной близостью закованный»). Он смутно, как во сне («Иль это только снится мне?»), вспоминает другую реальность, другой очарованный мир... «Чье-то солнцё> ему вручено, «глухие тайны» ему поручены; пространство разорвано: вот уже исчезли стены ресторана, и ее синие очи цветут на дальнем берегу. В следующем стихотворении тема ресторанной встречи варьируется: образ Незнакомки становится отчетливее:
Она бесстыдно упоительна
И унизительно горда.
В суете, среди толстых пивных кружек:
Сквозит вуаль, покрытый мушками,
Глаза и мелкие черты.
Впервые вводится уподобление ее — звезде.
Чего же жду я, очарованный
Моей счастливою звездой,
И оглушенный и взволнованный
Вином, зарею и тобой?
В неземной музыке, несущей ее на своей волне, окружающая пошлость приобретает таинственную глубину. Потрясенный, разорванный между двумя мирами, поэт вопрошает Незнакомку:
Средь этой пошлости таинственной
Скажи, что делать мне с тобой —
Недостижимой и единственной,.
Как вечер дымно-голубой?
В трех смежных стихотворениях метафора: женщина-звезда выходит из тумана сравнений, сходства, уподоблений и поднимается до победного тождества. Незнакомка — не есть женщина, похожая на звезду: она — звезда. Это — ее прошлое: она сверкала в небе и упала на землю огненной кометой. И в этом ее «глухая тайна», отгаданная ясновидцем-поэтом.
В стихотворении «Там в ночной завывающей стуже» он видит ее лицо «в поле звезд». Во вьюжных трелях, под бубен метели она летит кометой, «звезды светлые шлейфом влача». И стихотворение заканчивается:
И над мигом свивая покровы,
Вся окутана звездами вьюг,
Уплываешь ты в сумрак снеговый,
Мой от века загаданный друг.
Эмпирический образ ее (женщина в ресторане) утонул в раскрывшейся звездной бездне; длинный шлейф черного платья — хвост кометы, окутанный звездами.
Еще торжественней, еще великолепней раскрывается ее небесное происхождение в следующей сцене:
Шлейф, забрызганный звездами,
Синий,синий,синий взор.
Меж землей и небесами
Вихрем поднятый костер.
Жизнь и смерть в круженьи вечном
Ты — путям открыта млечным,
Скрыта в тучах грозовых.
Своей рукой, «узкой, белой, странной» (сравните: «Ив кольцах узкая рука»), она дает ему факел-кубок; он расплеснется по небу Млечным Путем, и — тогда она взойдет над пустыней «щлейф кометы развернуть». Реализация метафоры (Женщина — звезда) не есть поглощение одного элемента другим. Незнакомка — одновременно и одинаково реально и женщина на земле, и звезда в небе. В этом тождестве противоречий — чудо поэзии, вершина романтического искусства... Комета, плывущая Млечным Путем, скрытая в грозовых тучах, сияет «синим, синим, синим взором», протягивает узкую белую руку, влачит забрызганный звездами шлейф.
В последнем стихотворении цикла космическая природа Незнакомки показана в мифе о падении прекрасной звезды. Цикл поэтического творчества завершен: преображение мира проходит три священные ступени: уподобление, метафору и миф.
Поэт обращается к женщине, случайно встреченной на улице:
Поверь, мы оба небо знали:
Звездой кровавой ты текла.
Я измерял твой путь'в печали,
Когда ты падать начала.
Мы знали знаньем несказанным
Одну и ту же высоту
И вместе пали за туманом,
Чертя уклонную черту.
Но и теперь, «в неосвещенных воротах», взор ее столь же светел, как был когда-то «в туманных высотах»; и так же проходит он по темной улице.
И то же небо за тобою,
И шлейф влачишь, как та звезда!
Серебряный, узкий ее пояс —
Млечный Путь ее небесной родины.
Миф о «Незнакомке» Блок задумал развернуть в драматической форме: на это толкала его внутренняя природа мифа, неуклонно стремящегося к драме. Он написал пьесу о падении звезды, о явлении Незнакомки среди «таинственной пошлости» современной жизни.
Пьяный поэт, вернувшись домой, вынул из кармана скомканную бумажку с наспех набросанными строками. Они принесли ему славу. Она была куплена дорогой ценой.[/sms]
Миф о «Незнакомке» Блок задумал развернуть в драматической форме: на это толкала его внутренняя природа мифа, неуклонно стремящегося к драме. Он написал пьесу о падении звезды, о явлении Незнакомки среди «таинственной пошлости» современной жизни.
Пьяный поэт, вернувшись домой, вынул из кармана скомканную бумажку с наспех набросанными строками. Они принесли ему славу. Она была куплена дорогой ценой.[/sms]
29 ноя 2007, 10:19
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.