Замечательные любовные «Стихи о Прекрасной Даме» Александр Блок посвятил Любови Дмитриевне Менделеевой — сначала невесте, потом жене. Чувство трагической неуспокоенности, жажда юношеской души раскрыться навстречу миру и создает своеобразие первой книги Блока. Мечтая о вселенской гармонии, он создает идеальный образ Прекрасной Дамы, Неизвестной, Святой, Владычицы вселенной. В этом образе слились и любовные переживания поэта, и мистика, и — главное — его жажда земной гармонии и красоты.
Образ Прекрасной Дамы станет понятнее, если примем во внимание культ вечной женственности в творчестве некоторых немецких романтиков, в поэзии Гете, и особенно старшего современника Блока — Владимира Соловьева, который считал, что «вечная женственность» восприняла силу божества, вместила полноту добра, а через них — нетленное сияние красоты и что именно из «вечной женственности» выйдет спасение мира.
Блок одно время испытывал влияние Владимира Соловьева, но в основе своей оставался оригинальным поэтом. Он был символистом — принадлежал к литературному течению конца XIX — начала XX века, провозгласившему, что мир может быть постигнут не разумом, а интуицией через символ — условный знак, несущий в себе неисчерпаемое значение. Важнейшую роль при этом играет музыка стиха, помогающая поэту прорваться от реального, земного, к ирреальному, к идеальной сущности мира. От символистов Блока отличала страстная влюбленность в земную жизнь.
Любовь воплощена в мотиве встречи лирического героя и Дамы. История встречи, которая «должна преобразить мир, уничтожить власть времени, создать Царство Божие на земле, — таков лирический сюжет его любовной темы.
[sms]
На пути к земному счастью «условным знаком» для Блока и стала Прекрасная Дама — идеальный образ красоты и добра.
И когда он пишет:
Верю в Солнце Завета,
Вижу зори вдали,
Жду вселенского света
От весенней земли...
Верю в Солнце Завета,
Вижу очи Твои, —
это не гимн Богородице, это, вернее, не только гимн Богородице, это страстное ожидание Прекрасной Дамы. Обратим внимание на строки:
Жду вселенского света
От весенней земли.
Как сказано выше, для Блока земное счастье неразрывно с постижением идеала вечной красоты. Точно так же стихотворение «Вхожу я в темные храмы» — это не произведение, исполненное традиционного религиозного чувства, — это все то же неуемное стремление увидеть, прозреть черты Прекрасной Дамы, являющейся поэту как бы во сне. Но Блок был слишком реалистом, слишком земным человеком, чтобы удовлетвориться зыбким образом Святой, Владычицы вселенной, в которую он хотел поверить, но — увы! г- поверить не сумел.
И молча жду— тоскуя и любя...
Все жду призыва, ищу ответа...
Я озарен — я жду твоих шагов...
Молчу и жду тебя, мой бедный, поздний друг...
Один, я жду, я жду, я жду — тебя, тебя...
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Призрак не становится явью. Чем дальше, тем отчетливее поэт сознает, что Прекрасная Дама — не более чем волнующий, влекущий мираж:
Все жду призыва, ищу ответа,
Но странно длится земли молчанье...
Постепенно в его стихах усиливаются мотивы неверия, двойничества. Так появляется стихотворение «Люблю высокие соборы...»:
Боюсь души моей двуликой
И осторожно хороню
Свой образ дьявольский и дикий
В сию священную броню.
В своей молитве суеверной
Ищу защиты у Христа,
Но из-под маски лицемерной
Смеются лживые уста...
Трепетное ожидание «свершений» все чаще сменяется наплывами скепсиса, разочарования, неверия Поэт сознает,
что, поклоняясь призраку, оторвался от реального мира. Его влечет другой зной, «зной земли всегдашний». Он понимает, что ему «другая и жизнь, и другая дорога, и душе — не до сна». Так происходит расставание с Прекрасной Дамой, расставание после несостоявшегося свидания. Так возвращается поэт из «соловьиного сада» своей мечты к земной жизни:
И весь измучен, в исступленьи,
Я к миру возвращаюсь вновь —
На безысходное мученье,
На безысходную любовь.
Тема противопоставления пошлости высокому духовному идеалу в ином ракурсе звучит в стихотворении «За гробом». Хоронят молодого литератора, о котором только и можно сказать, что он «слов кощунственных творец». За покойником, пыля на его невесту, на икону, на гроб, следует толпа его друзей и близких. Все они выражают невесте сочувствие в изрядно надоевших, избитых фразах. А она —
Этих фраз избитых повторенья,
Никому не нужные слова —
Возвела она в венец творенья, В тайную улыбку божества.
Словно здесь, где пели и кадили,
де и грусть не может быть тиха,
Убралась она фатой от пыли
И ждала Иного Жениха.
Знаменитое стихотворение из цикла «Возмездие» «О доблестях, о подвигах, о славе...» по-своему перекликается с такими пушкинскими шедеврами, как «Я помню чудное мгновенье...», «Я вас любил...»: то же чувство, покоряющее личность до конца, без остатка, заставляющее забыть житейскую прозу и отказаться от временных заблуждений; то же благородное уважение и великодушие по отношению к женщине. Но в стихотворениях Пушкина перекличка времен — прошедшего, настоящего, будущего. «Я помню чудное мгновенье...» завершается мажорной нотой.
Конфликт разрешен, жизнь исполнена смысла и сулит радости любви и творчества. «Я вас любил...» проникнуто чувством примиренья и успокаивающим сознанием того, что счастлив любимый человек. Грустно, но и сладостно такое сознание. Жизнь продолжается по своим законам.
У Блока разрыв с любимой равносилен духовному краху — развитие остановилось:
Уж не мечтать о нежности, о славе,
Все миновалось, молодость прошла!
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.
Но, перечитывая стихотворение, внезапно ловим себя на мысли: поэт не выбросил из памяти пережитое; оно осталось для него светлым и" манящим воспоминанием. Даже обращаясь к темным сторонам действительности, лирика великих поэтов очищает душу, поднимает читателя над житейскими невзгодами.
В его поздних любовных стихах вновь звучит мелодия первой любви, мира юности:
И вижу в снах твой образ, твой прекрасный,
Каким он был до ночи злой и страстной,
Каким являлся мне. Смотри:
Все та же ты, какой цвела когда-то,
Там, над горой туманной и зубчатой,
В лучах немеркнущей зари.
Вся любовная лирика Блока проникнута его самобытностью: ярким лиризмом, верой в высокие цели поэзии, неясными, но чудесными импульсами, идущими от глубины поэтического сердца.[/sms]