Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 20 века » Сочинение: Стихотворение В.В. Маяковского «Прозаседавшиеся» (восприятие, истолкование, оценка)

Сочинение: Стихотворение В.В. Маяковского «Прозаседавшиеся» (восприятие, истолкование, оценка)

Сочинение: Стихотворение В.В. Маяковского «Прозаседавшиеся» (восприятие, истолкование, оценка)Когда знакомишься со стихотворением В.В. Маяковского «Прозаседавшиеся», прежде всего4 обращает на себя внима­ние название произведения. Как и в любом художественном произведении, название несет большую смысловую нагруз­ку. Но в этом стихотворении, как мне кажется, важнее даже тот эмоциональный фон, который задается этим заглавием. Сразу же возникает такой яркий, сочный зрительный образ: множество утомленных людей с изможденными лицами, на которых читаются усталость и разочарование, потому что они потратили зря массу времени и ничего не добились.
 
Сло­ва, вынесенного Маяковским в название стихотворения, в русском языке не существует, это авторский неологизм (одна из характерных черт творчества поэта), созданный по моде­ли, которая есть в языке (прослушавший, просмотревший, прогулявший и т. д.). Таким образом, слово означает, что кто-то пытался совершить действие, прикладывал какие-то усилия, но результата не добился.

Стихотворении «Прозаседавшиеся» можно отнести к сати­ре Маяковского. Оно написано в 1922 году, когда поэту уже стало ясно, что революция, на которые он возлагал такие на­дежды, с которой разделил свою судьбу, не уничтожила все то негативное, что накопилось в стране за долгую ее историю. И тогда поэт решил, что лучший способ борьбы с пережитка­ми прошлого, — это сатира, как он назовет ее во вступлении в поэму «Во весь голос»: «Оружия любимейшего род...».
[sms]
Объектом высмеивания в произведении «Прозаседавшие­ся» являются бюрократы, которые всегда существовали в Рос­сии, осмеивались еще Н.В. Гоголем и М.Е. Салтыковым-Щед­риным, но теперь, после революции, приобрели другую «окраску». Маяковский изображает огромное количество вся­ческих учреждений: «глав», «ком», «полит», «просвет», — и читателю становится ясно, что их количество не переходит в качество, а наоборот, такое множество бессмысленно. Поэт использует метафору «Обдают дождем дела бумажные», для того чтобы усилить воздействие на читателя: представляется тот ворох бумаг и вопросов, с ними связанных, которые пред­стоит разобрать «бедным» служащим.

Создается образ государственной машины, в которой все процессы подчиняются законам, непонятным обыкновенно­му человеку, а он, как всегда, является винтиком, до которо­го никому нет дела. Лирический герой не может получить аудиенцию для решения конкретного вопроса, потому что некий Иван Ваныч все время занят решением глобальных проблем. Маяковский упоминает одну из основных'черт со­ветской действительности — абсурдность: проводится целое заседание по поводу покупки «склянки чернил Губкоопера-тивом». Преувеличение ничтожности вопроса призвано под­черкнуть, насколько разрослась бюрократия в советском го­сударстве. Хочется отметить такую деталь: действие происходит в семиэтажном доме, то есть такое огромное зда­ние сплошь занято служащими и погрязло в бумажных, ни­кому не нужных делах.

Гиперболой является и название последнего заседания, на котором исчезает Иван Ваныч: «А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-ком».. С ее помощью Маяковский показывает, что на самом деле совершенно неважно, что обсуждать, важен сам процесс делопроизводства.

Кульминацией стихотворения является сцена, в которой выведенный из себя лирический герой врывается на заседа­ние. Поэту для изображения этой сцены уже недостаточно гиперболы, он использует гротеск. Перед читателем возника­ет ужасная картина: «...сидят людей половины». Лириче­ский герой в ужасе, восприятие нормального человека не мо­жет вместить фантастичность ситуации. Обычному человеку трудно представить себе, что, для того чтобы успеть посетить в два раза больше заседаний, можно придумать такой про­стой способ — «раздвояться».

Интересен тот факт, что для решения важных дел необя­зательно наличие головы, ведь голова принадлежит верхней половине туловища, а нижняя как-то спокойно без нее обхо­дится. Тем самым Маяковский хочет показать, что для совет­ских служащих значительным является только само присут­ствие на том или ином совещании, сам процесс, форма, а не содержание, то есть деятельноств"бюрократического аппара­та не только не помогает существованию нового государства, а активно мешает ему.

Маяковский описывает состояние лирического героя: он страдает, мучается, переживает настоящий кошмар, пыта­ясь осмыслить все происходящее. Поэт использует яркие средства выразительности, для того чтобы читатель понял, что происходит с героем. Эпитеты «взъярённый», «дикие» (проклятья) свидетельствуют о том, что человек потерял по­следнее терпение, он вне себя от ярости. Метафора «врыва­юсь лавиной» тоже говорит о решительной настрое, о потоке чувств, который захлестывает человека, наблюдающего суе­ту служащих целый день. Глагол «изрыгая» («дикие прокля­тья») вызывает ассоциацию и с реальным диким зверем, и с фантастическим драконом, что еще больше усиливает гроте­скность ситуации.

Героя интересует не только судьба его собственного дела, но всей структуры в целом. Однако оказывается, что бюро­кратия — заразная болезнь, и лирический герой, желая бо­роться с ней, не знает других способов, кроме как предло­женных ему государством.

Лирический герой — романтик, он пытается уйти от дей­ствительности в мечту, он умеет смотреть вокруг и видеть прекрасное: «утро раннее» и «рассвет ранний». И мечтает-то он о другой жизни, непохожей на ту, что навязывает ему го­сударство. Но, формулируя свою мечту, лирический герой даже не замечает, что он уже часть этой машины, что она пе­ремолола его и заставила жить по своим законам:

О, хотя бы
еще
одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!

Даже язык, которым выражена мечта героя, становится канцелярским. Маяковский утрирует ситуацию: нельзя ис­коренить заседания с помощью еще одного, последнего.

Таким образом, поэт демонстрирует всю абсурдность той части советского общества, которая отреклась от сути рево­люции и посвятила свое существование только формальному воплощению всего нового. «Пики острот», которые Маяков­ский обрушивает на бюрократию, мещанство, «советских помпадуров», делают его сатиру едкой, злободневной и акту­альной и в наше непростое время.[/sms]
29 ноя 2007, 11:32
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.