сновной лейтмотив лирики Пастернака — гармония человека с окружающим миром. В этом родство его лирики с пушкинской. Гармония проявляется ив его живописании природы, и в «городских» стихах. Рассмотрим стихотворение «Осень» из книги «Темы с вариациями» (1923). В первых двух строфах нагнетается мрачная атмосфера:
С тех дней стал над недрами парка сдвигаться
Суровый, листву леденивший октябрь.
Зарями ковался конец навигации,
Спирало гортань, и ломило в локтях.
Если поначалу осенняя лихорадка охватывает поэта, то затем уже его ощущения словно передаются самой природе:
Не стало туманов. Забыли про пасмурность.
Часами смеркалось. Сквозь все вечера
Открылся, в жару, в лихорадке и насморке,
Больной горизонт — и дворы озирал.
И стынула кровь. Но, казалось, не стынут
Пруды, и, казалось, с последних погод
Не движутся дни, и, казалося, вынут
Из мира прозрачный, как звук, небосвод.
[sms]
Но в последней строфе напряжение разряжается, и последним словом становится «покой», произносимое с восклицательной интонацией, на подъеме:
И стало видать так далеко, так трудно
Дышать, и так больно глядеть, и такой
Покой разлился, и настолько безлюдный,
Настолько беспамятно звонкий покой!
В стихотворении «Снег идет» (из книги «Когда разгуляется») идущий «густой-густой» снег уподоблен неумолимо уходящему времени:
Снег идет густой-густой,
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит-время.
Но так же поглощает год за годом и процесс творчества, охватывающий всю жизнь поэта:
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет
Или как слова в поэме?
Обратим внимание на фразу «всё в смятеньи». Именно она, дважды повторенная, выражает лирический настрой поэта.
В поэзии Пастернака преобладают слуховые образы. «Ужасный», — говорит он о любимом герое, а герой этот — дождь, и образ дождя проходит через всю его поэзию:
Ужасный! — капнет и вслушивается:
Все он ли один на свете.
И в другом стихотворении:
У капель — тяжесть запонок,
И сад слепит, как плес,
Обрызганный, закапанный
Мильоном синих слез.
Музыкальность поэзии Пастернака — едва ли не главное в теме природы. Шум времен и шум природы обрушивался на поэта, а тот слышал в этом шуме музыкальные сочетания.
Гармонию человека и окружающей его природы воспевали многие поэты. Пастернак сумел увидеть и воспеть эту гармонию в своих «городских» стихах. Пастернак описывает гармонию человека и окружающего его города. Деревья я ручейки становятся квартирой и улицей. Характерным для поэтического восприятия поэтом городского быта стало стихотворение «Мне хочется домой, в огромность...», где городская квартира поэта становится источником его лирического вдохновения:
Мне хочется домой, в огромность
Квартиры, наводящей грусть.
Войду, сниму пальто, опомнюсь,
Огнями улиц озарюсь.
Перегородок тонкоребрость
Пройду насквозь, пройду, как свет.
Пройду, как образ входит в образ
И как предмет сечет предмет.
Иную вариацию этой темы мы встречаем в стихотворении «Никого не будет в доме...» (из книги «Второе рождение»):
Никого не будет в доме, Кроме сумерек.
Один Зимний день в сквозном проеме
Незадернутых гардин.
Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк маховой.
Только крыши, снег и, кроме
Крыш и снега, — никого.
Тишина и одиночество гнетут поэта:
И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной.
И тут поэта спасает возвращение любимого человека, с которым он готов связать свое будущее, и жизнь вновь обретает гармоническую полноту:
Но нежданно по портьере
Пробежит вторженья дрожь.
Тишину шагами меря,
Ты, как будущность, войдешь.
В стихах Пастернака жизнь отображается столь естественно и живо, что теряется ощущение искусственности. Нам кажется, что описанное поэтом буквально оживает на страницах его произведений. Вот фрагмент из стихотворения «Плачущий сад», в котором столь очевидна эта поэтическая особенность:
К губам поднесу и прислушаюсь:
Все я ли один на свете,
Готовый навзрыд при случае,
Или есть свидетель.
Обратите внимание на то, с чем сравниваются звуки, доносящиеся из сада:
Но тишь. И листок не шелохнется.
Ни признака зги, кроме жутких
Глотков, и плескания в шлепанцах,
И вздохов и слез в промежутке.
Поэтическое «я» появляется у Пастернака крайне редко — это с тем и связано, что оно, это «я», растворено в природе, как бы повествующей о себе без вмешательства человека. В стихотворении «Душная ночь» из цикла «Романовка» лирическое «я» долго не возникает:
Накрапывало, — но не гнулись
И травы в грозовом мешке,
Лишь пыль глотала дождь в пилюлях,
Железо в тихом порошке.
После того как появятся мак, рожь, вихрь, все зримые образы природы, поэт скажет:
За ними в бегстве слепли следом
Косые капли. У плетня
Меж мокрых веток с ветром бледным
Шел спор. Я замер. Про меня!
Цикл «Развлечения любимой» состоит из пяти стихотворений. Первое, без заглавия, не столько повествует, сколько показывает, как по таволге скатывается капля влаги и повисает на двух цветках, соединяя их. Это соединение прежде разлученных цветков имеет символическое значение. Поэт видит эпизод с каплей по-новому, поднося к ней сильно увеличивающую лупу:
Душистою веткою машучи,
Впивая впотьмах это благо,
Бежала на чашечку с чашечки
Грозой одуренная влага.
Здесь явно показана вода, прозрачная и бесцветная, бегущая по ветке куста. Это она ощущает душистость и впитывает впотьмах аромат, представляющийся ей благом. Ее «ощущение» передан медлительностью повтора: «на чашечку с чашечки». Повтор подхвачен и усилен в следующей строфе:
На чашечку с чашечки скатываясь,
Скользнула по двум, — ив обеих
Огромною каплей агатовою
Повисла, сверкает, робеет.
Вода по-прежнему сама видит себя, причем видит с некоторым удивлением и даже испугом — последнее ощущение дано глаголом «робеет»:
Такова первая половина стихотворения. Во второй части взгляд отчасти меняется. Теперь он не совсем изнутри, но как бы и со стороны. Это было уже предсказано эпитетом «агатовою».
Пусть ветер, по таволге веющий,
Ту капельку мучит и плющит.
Цела, не дробится, — их две еще
Целующих и пьющих.
Глаголы «мучит и плющит» передают разные ощущения: первый — изнутри, второй — извне. Взгляд же, видящий в кусте «таволгу» и оценивающий обе чашечки, несомненно, человеческий. Вероятно, цветки видит женщина, о которой сказано в заглавии цикла: «Развлечения любимой». О них, чашечках, продолжается и в заключительной строфе:
Смеются и вырваться силятся
И выпрямиться, как прежде,
Да капле из рылец не вылиться,
И не разлучатся, хоть режьте.
Вот так аллегория двух цветков, соединенйых каплей, превращается в маленький шедевр великого поэта.[/sms]