Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 20 века » Сочинение: Проблема нравственного выбора (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Сочинение: Проблема нравственного выбора (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Сочинение: Проблема нравственного выбора (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Проблема нравственного выбора — одна из центральных в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Жанр этого романа критики определяют по-разному: произведение на­столько глубоко и необычно, что «не вписывается» в рамки известных жанров. «Мастер и Маргарита» — роман и сати­рический, и любовно-лирический, и фантастический, и бы­товой. Все совместилось в одном творении, но главное внима­ние Булгаков уделил не буту, не «квартирному вопросу» и даже не прекрасной истории любви. Главная особенность ро­мана заключается в том, что это роман философский. Это ро­ман, в котором каждый герой призван сделать свой выбор, и выбор этот определяет судьбу: "каждому воздастся по его вере".

Проблема нравственного выбора одновременно решается «в двух плоскостях»: в «ершалаимских» и «московских» главах романа.

«Роман в романе», написанный Мастером, обнажает веч­ные противоречия между Добром и Злом, между временны­ми ценностями и ценностями вечными. Булгаковский Мас­тер предлагает свой вариант истории об Иисусе Христе, который в романе носит имя Иешуа Га-Ноцри. На первый взгляд Иешуа не похож на будущего Спасителя, внешне он — обычный, земной человек. Как любой из нас, он боится боли и смерти: «А ты бы отпустил меня, игемон... Я вижу, что меня хотят убить».

При внешней простоте и незащищенности в Иешуа ощу­щается какая-то необыкновенная внутренняя сила, пора­жающая собеседников и заставляющая их поверить бродяче­му философу. Силу эту Иешуа дает нравственный выбор, который он совершил для себя раз и навсегда: это вера в тор­жество вечных истин, высших категорий бытия: добро, лю­бовь, правда. Потому Иешуа так спокойно и уверенно разго-
варивает с могущественным и страшным Понтием Пилатом, от одного взгляда которого у слуги валится из рук чаша с ви­ном.
[sms]
Иешуа высказывает Понтию Пилату свои взгляды на жизнь: «злых людей нет на свете», «человек перейдет в цар­ство истины и справедливости», «настанет царство истины». Абсолютная независимость разума и духа Иешуа Га-Ноцри пугают прокуратора и в то же время притягивают его.

Иешуа арестован именно за свои взгляды. Он не может и не хочет отказаться от них — даже тогда, когда Понтий Пи­лат пытается «навести» его на мысль о необходимости ком­промисса. Задавая вопрос о великом кесаре, прокуратор как бы подсказывает философу отрицательный ответ, который смог бы облегчить участь Иешуа: «Слушай, Га-Ноцри... ты когда-нибудь говорил что-нибудь о великом кесаре? Гово­рил?.. Или... не... говорил?» Однако арестант верен себе: «Правду говорить легко и приятно».

Так в тексте происходит столкновение двух жизненных позиций, двух мировоззрений. Не случайно уже после казни философа Пилат видит во сне, как они спорят с Иешуа Га-Ноцри: «Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и^нескончаем». Однако в ро­манной реальности противостояние героев разрешается тра­гически. Понтий Пилат, понимая все величие личности Иешуа и испытывая страстное желание общаться с бродячим философом, все-таки отправляет его на казнь. Нравственный выбор, который совершает прокуратор, можно назвать ско­рее безнравственным: Понтий Пилат, бывший когда-то храб­рым воином по прозвищу Золотое Копье, испугался. Страх за свою политическую карьеру заставил его подписать смерт­ный приговор бродячему философу.

Перед смертью Иешуа был немногословен. «Единствен­ное, что он сказал, это, что в числе человеческих пороков од­ним из самых главных он считает трусость», — говорит Бул­гаков словами Афрания.

Выбор сделан. Карьера Понтия Пилата спасена, власть цо-прежнему в его руках. Но душа прокуратора страдает и мечется — слишком поздно он понял, что в момент подписа­ния смертного приговора уничтожил себя самого.

Ключевая мысль романа заключается в том, что каждому из героев воздается «по его вере». Около двух тысяч лет про­куратор искупал свою вину, испытывая муки совести и меч­тая об одном: «разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому что он чего-то не договорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана». Здесь приходит время ново­го выбора — раскаявшись, Понтий Пилат начинает ненави­деть бессмертие и славу. Свет, который в финале романа об­ретает Понтий Пилат, послан ему как искупление за его страдания и воздаяние за раскаяние.

Так «роман в романе» — история казни бродячего фило­софа Иешуа Га-Ноцри — решает проблему нравственного вы­бора.

Эта проблема является основной и в «московских» гла­вах. Свой выбор главный герой, Мастер, совершает в тот мо­мент, когда решает написать роман об истине в мире, где пра­вит ложь. Необыкновенная смелость замысла Мастера делает его похожим на бродячего философа, им обоим «легко и приятно» говорить правду.

Булгаков показывает Москву как мир, отказавшийся от высших истин. Особое внимание автор уделяет изображению МАССОЛИТа — организации, объединившей писателей и выдавшей ими членские удостоверения. Создается впечатле­ние, что художников слова волнуют не темы и идеи творчест­ва, а бытовые вопросы: путевки, дачи, бумага, квартира... Мастер же, будто не понимая, в каком мире он живет, обра­щается в своем романе к высшим, надбытовым ценностям, и решает их на материале библейского сюжета. Этим Мастер бросает вызов господствующей в обществе идее атеизма: не случайно в начале произведения Берлиоз внушает Бездомно­му мысль о том, что «Иисуса-то этого, как личности, вовсе не существовало на свете».

Мастер, как и Иешуа, оказывается «распят», уничтожен, «вычеркнут» из жизни. Он сжигает роман, совершая при этом свой окончательный выбор, смиряясь со своей уча- стью — и потому не обретает света, ему достается лишь по­кой...

Маргарита разделяет участь Мастера, этим она совершает свой выбор: «кто любит, должен разделять участь того, кого он любит».

На мой взгляд, с романом М.А. Булгакова «Мастер и Мар­гарита» связан еще один выбор. Это нравственный выбор са­мого автора, который в трагическое и опасное время обратил­ся к сложным и противоречивым проблемам, заговорил о необходимости веры в Добро в годы торжества безверия и Зла.

Предсказания Воланда сбылись. Каждому воздалось по его вере. Булгаков, подобно Иешуа Га-Ноцри, обрел свет: ро­ман его будет жить вечно.[/sms]
29 ноя 2007, 13:56
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.