Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Сочинение: Проблема нравственного выбора (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Проблема нравственного выбора одновременно решается «в двух плоскостях»: в «ершалаимских» и «московских» главах романа.
«Роман в романе», написанный Мастером, обнажает вечные противоречия между Добром и Злом, между временными ценностями и ценностями вечными. Булгаковский Мастер предлагает свой вариант истории об Иисусе Христе, который в романе носит имя Иешуа Га-Ноцри. На первый взгляд Иешуа не похож на будущего Спасителя, внешне он — обычный, земной человек. Как любой из нас, он боится боли и смерти: «А ты бы отпустил меня, игемон... Я вижу, что меня хотят убить».
При внешней простоте и незащищенности в Иешуа ощущается какая-то необыкновенная внутренняя сила, поражающая собеседников и заставляющая их поверить бродячему философу. Силу эту Иешуа дает нравственный выбор, который он совершил для себя раз и навсегда: это вера в торжество вечных истин, высших категорий бытия: добро, любовь, правда. Потому Иешуа так спокойно и уверенно разго-
варивает с могущественным и страшным Понтием Пилатом, от одного взгляда которого у слуги валится из рук чаша с вином.
[sms]
Иешуа высказывает Понтию Пилату свои взгляды на жизнь: «злых людей нет на свете», «человек перейдет в царство истины и справедливости», «настанет царство истины». Абсолютная независимость разума и духа Иешуа Га-Ноцри пугают прокуратора и в то же время притягивают его.
Иешуа арестован именно за свои взгляды. Он не может и не хочет отказаться от них — даже тогда, когда Понтий Пилат пытается «навести» его на мысль о необходимости компромисса. Задавая вопрос о великом кесаре, прокуратор как бы подсказывает философу отрицательный ответ, который смог бы облегчить участь Иешуа: «Слушай, Га-Ноцри... ты когда-нибудь говорил что-нибудь о великом кесаре? Говорил?.. Или... не... говорил?» Однако арестант верен себе: «Правду говорить легко и приятно».
Так в тексте происходит столкновение двух жизненных позиций, двух мировоззрений. Не случайно уже после казни философа Пилат видит во сне, как они спорят с Иешуа Га-Ноцри: «Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и^нескончаем». Однако в романной реальности противостояние героев разрешается трагически. Понтий Пилат, понимая все величие личности Иешуа и испытывая страстное желание общаться с бродячим философом, все-таки отправляет его на казнь. Нравственный выбор, который совершает прокуратор, можно назвать скорее безнравственным: Понтий Пилат, бывший когда-то храбрым воином по прозвищу Золотое Копье, испугался. Страх за свою политическую карьеру заставил его подписать смертный приговор бродячему философу.
Перед смертью Иешуа был немногословен. «Единственное, что он сказал, это, что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость», — говорит Булгаков словами Афрания.
Выбор сделан. Карьера Понтия Пилата спасена, власть цо-прежнему в его руках. Но душа прокуратора страдает и мечется — слишком поздно он понял, что в момент подписания смертного приговора уничтожил себя самого.
Ключевая мысль романа заключается в том, что каждому из героев воздается «по его вере». Около двух тысяч лет прокуратор искупал свою вину, испытывая муки совести и мечтая об одном: «разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому что он чего-то не договорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана». Здесь приходит время нового выбора — раскаявшись, Понтий Пилат начинает ненавидеть бессмертие и славу. Свет, который в финале романа обретает Понтий Пилат, послан ему как искупление за его страдания и воздаяние за раскаяние.
Так «роман в романе» — история казни бродячего философа Иешуа Га-Ноцри — решает проблему нравственного выбора.
Эта проблема является основной и в «московских» главах. Свой выбор главный герой, Мастер, совершает в тот момент, когда решает написать роман об истине в мире, где правит ложь. Необыкновенная смелость замысла Мастера делает его похожим на бродячего философа, им обоим «легко и приятно» говорить правду.
Булгаков показывает Москву как мир, отказавшийся от высших истин. Особое внимание автор уделяет изображению МАССОЛИТа — организации, объединившей писателей и выдавшей ими членские удостоверения. Создается впечатление, что художников слова волнуют не темы и идеи творчества, а бытовые вопросы: путевки, дачи, бумага, квартира... Мастер же, будто не понимая, в каком мире он живет, обращается в своем романе к высшим, надбытовым ценностям, и решает их на материале библейского сюжета. Этим Мастер бросает вызов господствующей в обществе идее атеизма: не случайно в начале произведения Берлиоз внушает Бездомному мысль о том, что «Иисуса-то этого, как личности, вовсе не существовало на свете».
Мастер, как и Иешуа, оказывается «распят», уничтожен, «вычеркнут» из жизни. Он сжигает роман, совершая при этом свой окончательный выбор, смиряясь со своей уча- стью — и потому не обретает света, ему достается лишь покой...
Маргарита разделяет участь Мастера, этим она совершает свой выбор: «кто любит, должен разделять участь того, кого он любит».
На мой взгляд, с романом М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» связан еще один выбор. Это нравственный выбор самого автора, который в трагическое и опасное время обратился к сложным и противоречивым проблемам, заговорил о необходимости веры в Добро в годы торжества безверия и Зла.
Предсказания Воланда сбылись. Каждому воздалось по его вере. Булгаков, подобно Иешуа Га-Ноцри, обрел свет: роман его будет жить вечно.[/sms]
Иешуа арестован именно за свои взгляды. Он не может и не хочет отказаться от них — даже тогда, когда Понтий Пилат пытается «навести» его на мысль о необходимости компромисса. Задавая вопрос о великом кесаре, прокуратор как бы подсказывает философу отрицательный ответ, который смог бы облегчить участь Иешуа: «Слушай, Га-Ноцри... ты когда-нибудь говорил что-нибудь о великом кесаре? Говорил?.. Или... не... говорил?» Однако арестант верен себе: «Правду говорить легко и приятно».
Так в тексте происходит столкновение двух жизненных позиций, двух мировоззрений. Не случайно уже после казни философа Пилат видит во сне, как они спорят с Иешуа Га-Ноцри: «Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и^нескончаем». Однако в романной реальности противостояние героев разрешается трагически. Понтий Пилат, понимая все величие личности Иешуа и испытывая страстное желание общаться с бродячим философом, все-таки отправляет его на казнь. Нравственный выбор, который совершает прокуратор, можно назвать скорее безнравственным: Понтий Пилат, бывший когда-то храбрым воином по прозвищу Золотое Копье, испугался. Страх за свою политическую карьеру заставил его подписать смертный приговор бродячему философу.
Перед смертью Иешуа был немногословен. «Единственное, что он сказал, это, что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость», — говорит Булгаков словами Афрания.
Выбор сделан. Карьера Понтия Пилата спасена, власть цо-прежнему в его руках. Но душа прокуратора страдает и мечется — слишком поздно он понял, что в момент подписания смертного приговора уничтожил себя самого.
Ключевая мысль романа заключается в том, что каждому из героев воздается «по его вере». Около двух тысяч лет прокуратор искупал свою вину, испытывая муки совести и мечтая об одном: «разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому что он чего-то не договорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана». Здесь приходит время нового выбора — раскаявшись, Понтий Пилат начинает ненавидеть бессмертие и славу. Свет, который в финале романа обретает Понтий Пилат, послан ему как искупление за его страдания и воздаяние за раскаяние.
Так «роман в романе» — история казни бродячего философа Иешуа Га-Ноцри — решает проблему нравственного выбора.
Эта проблема является основной и в «московских» главах. Свой выбор главный герой, Мастер, совершает в тот момент, когда решает написать роман об истине в мире, где правит ложь. Необыкновенная смелость замысла Мастера делает его похожим на бродячего философа, им обоим «легко и приятно» говорить правду.
Булгаков показывает Москву как мир, отказавшийся от высших истин. Особое внимание автор уделяет изображению МАССОЛИТа — организации, объединившей писателей и выдавшей ими членские удостоверения. Создается впечатление, что художников слова волнуют не темы и идеи творчества, а бытовые вопросы: путевки, дачи, бумага, квартира... Мастер же, будто не понимая, в каком мире он живет, обращается в своем романе к высшим, надбытовым ценностям, и решает их на материале библейского сюжета. Этим Мастер бросает вызов господствующей в обществе идее атеизма: не случайно в начале произведения Берлиоз внушает Бездомному мысль о том, что «Иисуса-то этого, как личности, вовсе не существовало на свете».
Мастер, как и Иешуа, оказывается «распят», уничтожен, «вычеркнут» из жизни. Он сжигает роман, совершая при этом свой окончательный выбор, смиряясь со своей уча- стью — и потому не обретает света, ему достается лишь покой...
Маргарита разделяет участь Мастера, этим она совершает свой выбор: «кто любит, должен разделять участь того, кого он любит».
На мой взгляд, с романом М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» связан еще один выбор. Это нравственный выбор самого автора, который в трагическое и опасное время обратился к сложным и противоречивым проблемам, заговорил о необходимости веры в Добро в годы торжества безверия и Зла.
Предсказания Воланда сбылись. Каждому воздалось по его вере. Булгаков, подобно Иешуа Га-Ноцри, обрел свет: роман его будет жить вечно.[/sms]
29 ноя 2007, 13:56
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.