Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Сочинение: Проблема нравственного выбора человека (по повести В. Быкова «Сотников»)
Во многих произведениях русских писателей о войне художественные образы становятся глубинными символами, ситуации выбора начинают осмысляться прежде всего с философских позиций. Это особенно характерно для жанра военной повести. Прозаики тем самым продолжают размышления своих предшественников над вечными вопросами о природе добра и зла, о степени ответственности человека за собственные поступки, продиктованные вроде бы необходимостью, внешними по отношению к человеку обстоятельствами. Целый ряд писателей создали настоящие шедевры, посвященные этой проблеме: это Виктор Некрасов, Константин Симонов, Виктор Курочкин, Юрий Бондарев, Константин Воробьев и многие другие. Это основная тема и одной из самых знаменитых повестей Василя Быкова — «Сотников».
Для прозы Быкова зачастую характерно слишком прямо линейное противопоставление физического и нравственного здоровья человека. Однако ущербность души некоторых героев раскрывается не сразу, не в обыденной жизни: необхо дим момент истины, ситуация категорического выбора, сразу проявляющая истинную сущность человека. Рыбак — герой повести «Сотников» — полон жизненных сил, не знает страха, и товарищ Рыбака, хворый, не отличающийся мощью, с «тонкими кистями рук» Сотников постепенно начинает казаться ему только лишней обузой. Действительно, во многом по вине последнего вылазка двух партизан за провизией закончилась провалом.
[sms]
Сотников — сугубо штатский человек, до 1939 года работал в школе; физическую силу ему заменяют упрямство и упорство. Именно упрямство трижды побуждало Сотникова к попыткам выйти из окружения, в котором оказалась его разгромленная батарея, прежде чем герой попал к партизанам. О Рыбаке мы узнаем, что он с 12 лет занимался тяжелым крестьянским трудом и потому легче переносил физические нагрузки и лишения.
Обращает на себя внимание то, что Рыбак склонен к нравственным компромиссам. Так, он терпимее, чем Сотников, относится к старосте Петру и не решается осудить того за службу немцам. Сотников же к компромиссам не склонен вообще, что, по мысли Быкова, свидетельствует не об ограниченности героя, а о его действительно прекрасном и абсолютно правильном понимании законов войны. Действительно, в отличие от Рыбака, Сотников уже познал, что такое плен, я сумел с честью выдержать это испытание, потому что не шел на компромиссы с совестью.
Моментом истины для Сотникова и Рыбака стали арест, сцена допроса и казни. Рыбак, прежде находивший выход из любого положения, пытается перехитрить врага, не понй' мая, что, встав на подобный путь, он неминуемо придет я предательству, потому что собственное спасение уже поставил выше законов чести, товарищества. Он шаг за шагом уступает противнику, отказавшись сначала думать о спасении,
укрывшей их с Сотниковым женщины, потом о спасении самого Сотникова, а потом и собственной Души. Оказавшись в безвыходной ситуации, Рыбак перед лицом неминуемой смерти струсил, предпочтя звериную жизнь человеческой смерти. Спасая себя, он не только собственноручно казнит бывшего товарища — у него не хватает решимости даже на иудину смерть: символично, что повеситься он пытается в уборной, даже в какой-то момент почти готов броситься головой вниз — но в итоге не решается. Однако в духовном отношении Рыбак уже давно мертв, и самоубийство не спасло бы его от клейма предателя.
Однако Сотников, изувеченный в подвале полицейской управы, не боится ни смерти, ни своих мучителей. Он не только пытается взять на себя вину других и тем самым спасти их, но для него очень важно достойно умереть. Личная этика этого героя очень близка христианской — положить душу «за други своя», не стараясь купить мольбами или предательством недостойную жизнь. Еще в детстве случай со взятым без спросу отцовским маузером научил его всегда брать на себя ответственность за собственные проступки.
Многие утрачивают представления о Высшей справедливости и даже ее существовании, некоего Высшего суда, перед которым ответственны все без исключения. Таким высшим судом для неверующего Сотникова становится мальчик в буденновке, который олицетворяет в повести будущее поколение. Как когда-то на самого героя оказал сильное влияние подвиг русского полковника, во время допроса отказавшегося отвечать на вопросы врага, так и он совершает подвиг на глазах мальчишки, словно бы передавая своей гибелью нравственный завет тем, кто остается жить на земле. Перед лицом этого суда Сотников даже усомнился в своем праве «требовать от других наравне с собой». И здесь можно усмотреть скрытые переклички между образом Сотникова и Христом: оба погибли мучительной, унизительной смертью, преданные близкими людьми, во имя человечества.
Подобное осмысление Быковым событий произведения в ах проекции на «вечные сюжеты» и нравственные ориентиры мировой культуры, и прежде всего на заповеди, оставленные Христом человечеству, вообще характерно для военной повести, если она ориентируется на философическое осмысление ситуации нравственного выбора, в которую ставит война человека.
Военная проза помогла понять, почему победила армия, многие командиры которой были арестованы и казнены в 30-х годах; почему самую страшную в истории человечества войну выиграла страна, пережившая революцию, Гражданскую войну и сталинский террор. Оказывается, именно потому, что часто победа зависит не от уровня материально-технической оснащенности армии, но от того, достаточно ли в ней людей, которые в ситуации категорического выбора сделают его не в свою практическую пользу, а в пользу высших ценностей жизни. И именно теме нравственной победы и полного нравственного поражения посвящена повесть Василя Быкова.[/sms]
Обращает на себя внимание то, что Рыбак склонен к нравственным компромиссам. Так, он терпимее, чем Сотников, относится к старосте Петру и не решается осудить того за службу немцам. Сотников же к компромиссам не склонен вообще, что, по мысли Быкова, свидетельствует не об ограниченности героя, а о его действительно прекрасном и абсолютно правильном понимании законов войны. Действительно, в отличие от Рыбака, Сотников уже познал, что такое плен, я сумел с честью выдержать это испытание, потому что не шел на компромиссы с совестью.
Моментом истины для Сотникова и Рыбака стали арест, сцена допроса и казни. Рыбак, прежде находивший выход из любого положения, пытается перехитрить врага, не понй' мая, что, встав на подобный путь, он неминуемо придет я предательству, потому что собственное спасение уже поставил выше законов чести, товарищества. Он шаг за шагом уступает противнику, отказавшись сначала думать о спасении,
укрывшей их с Сотниковым женщины, потом о спасении самого Сотникова, а потом и собственной Души. Оказавшись в безвыходной ситуации, Рыбак перед лицом неминуемой смерти струсил, предпочтя звериную жизнь человеческой смерти. Спасая себя, он не только собственноручно казнит бывшего товарища — у него не хватает решимости даже на иудину смерть: символично, что повеситься он пытается в уборной, даже в какой-то момент почти готов броситься головой вниз — но в итоге не решается. Однако в духовном отношении Рыбак уже давно мертв, и самоубийство не спасло бы его от клейма предателя.
Однако Сотников, изувеченный в подвале полицейской управы, не боится ни смерти, ни своих мучителей. Он не только пытается взять на себя вину других и тем самым спасти их, но для него очень важно достойно умереть. Личная этика этого героя очень близка христианской — положить душу «за други своя», не стараясь купить мольбами или предательством недостойную жизнь. Еще в детстве случай со взятым без спросу отцовским маузером научил его всегда брать на себя ответственность за собственные проступки.
Многие утрачивают представления о Высшей справедливости и даже ее существовании, некоего Высшего суда, перед которым ответственны все без исключения. Таким высшим судом для неверующего Сотникова становится мальчик в буденновке, который олицетворяет в повести будущее поколение. Как когда-то на самого героя оказал сильное влияние подвиг русского полковника, во время допроса отказавшегося отвечать на вопросы врага, так и он совершает подвиг на глазах мальчишки, словно бы передавая своей гибелью нравственный завет тем, кто остается жить на земле. Перед лицом этого суда Сотников даже усомнился в своем праве «требовать от других наравне с собой». И здесь можно усмотреть скрытые переклички между образом Сотникова и Христом: оба погибли мучительной, унизительной смертью, преданные близкими людьми, во имя человечества.
Подобное осмысление Быковым событий произведения в ах проекции на «вечные сюжеты» и нравственные ориентиры мировой культуры, и прежде всего на заповеди, оставленные Христом человечеству, вообще характерно для военной повести, если она ориентируется на философическое осмысление ситуации нравственного выбора, в которую ставит война человека.
Военная проза помогла понять, почему победила армия, многие командиры которой были арестованы и казнены в 30-х годах; почему самую страшную в истории человечества войну выиграла страна, пережившая революцию, Гражданскую войну и сталинский террор. Оказывается, именно потому, что часто победа зависит не от уровня материально-технической оснащенности армии, но от того, достаточно ли в ней людей, которые в ситуации категорического выбора сделают его не в свою практическую пользу, а в пользу высших ценностей жизни. И именно теме нравственной победы и полного нравственного поражения посвящена повесть Василя Быкова.[/sms]
29 ноя 2007, 14:31
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.