Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Сочинение: Тема Великой Отечественной войны в современной прозе (по произведению одного из писателей)
Мы рассмотрим тему войны на примере эпопеи В. Гроссмана «Жизнь и судьба».
Война, Сталинградская битва — лишь одна из составляющих этого грандиозного произведения, хотя основное действие разворачивается именно в 1943 году и судьбы большинства героев так или иначе оказываются связанными с событиями, происходящими вокруг города на Волге. Изображение немецкого концлагеря в романе сменяется сценами в застенках Лубянки, а описание руин Сталинграда — лабораториями эвакуированного в Казань института, где физик Штрум бьется над загадками атомного ядра.
Однако не «мысль народная» или «мысль семейная» определяют лицо произведения — и в этом эпопея Гроссмана уступает шедеврам Л. Толстого и М. Шолохова. Писатель со средоточен на другом: предметом его размышлений становится понятие свободы, о чем свидетельствует уже само заглавие романа. Судьбе, как власти рока или обстоятельств, довлеющих над человеком, Гроссман противрпоставляет жизнь как свободную реализацию личности даже в условиях абсолютной несвободы. Писатель убежден, что можно своевольно распоряжаться жизнями тысяч людей, по сути оставаясь рабом вроде генерала Неудобнова или комиссара Гетманова. А можно непокоренным погибнуть в газовой камере концлагеря: так гибнет военврач'Софья Осиповна Левинтон, до последней минуты заботясь лишь о том, чтобы облегчить мучения мальчика Давида.
[sms]
Один из самых ярких эпизодов романа — оборона дома шесть дробь один группой солдат под командованием капитана Грекова. Перед лицом неминуемой смерти герои обрели высшую степень духовной свободы: между ними и их командиром установились столь доверительные отношения, что они безбоязненно ведут споры по самым болезненным вопросам того времени: от большевистского террора до насаждения колхозов. И последний свободный поступок капитана — из обреченного дома он отсылает с поручением небезразличную ему самому радистку Катю и Сережу Шапошникова, спасая тем самым любовь совсем юных защитников Сталинграда. Николай Крымов — герой, занимающий центральное место в системе персонажей романа, — получил приказ «разобраться на месте» с царящей в доме Грекова вольницей. Однако ему нечего противопоставить услышанной здесь правде, кроме подлого доноса, который он пишет на уже погибших защитников дома. Впрочем, образ Крымова не столь однозначен: в конце концов он сам оказывается жертвой той системы, служа которой не раз был вынужден добровольно, а то и скрепя сердце идти против собственной совести.
Подспудная мысль Гроссмана, что источник свободы или несвободы личности находится в самой личности, объясняет, почему обреченные на смерть защитники дома Грекова оказываются намного более свободными, чем пришедший судить их Крымов. Сознание Крымова порабощено идеологией, в каком-то смысле он «человек в футляре», пусть и не столь зашоренный, как некоторые другие герои романа. Еще Достоевский показал, насколько трагическими оказываются последствия той победы, которую одерживает в сознании человека мертвая теория над живой жизнью.
Но по-настоящему резкое неприятие Гроссмана вызывают герои, чья безжалостность к людям проистекает не из верности устоявшимся убеждениям, а из отсутствия таковых. Именно таков в романе комиссар Гетманов — бездарный военачальник, но талантливый выявитель «уклонистов» и автор многочисленных доносов.
Ключом к авторскому пониманию войны в романе является парадоксальное на первый взгляд утверждение о Сталинграде: «Его душой была свобода». Эта война пробудила в народе сознание собственного достоинства. И не вина, а беда народа в том, что деспотичная власть, обнаружив собственное бессилие справиться с пробуждением национального сознания, поспешила поскорее поставить его себе на службу — и, как всегда, извратила и умертвила живой дух патриотизма.
Подспудная мысль Гроссмана, что источник свободы или несвободы личности находится в самой личности, объясняет, почему обреченные на смерть защитники дома Грекова оказываются намного более свободными, чем пришедший судить их Крымов. Сознание Крымова порабощено идеологией, в каком-то смысле он «человек в футляре», пусть и не столь зашоренный, как некоторые другие герои романа. Еще Достоевский показал, насколько трагическими оказываются последствия той победы, которую одерживает в сознании человека мертвая теория над живой жизнью.
Но по-настоящему резкое неприятие Гроссмана вызывают герои, чья безжалостность к людям проистекает не из верности устоявшимся убеждениям, а из отсутствия таковых. Именно таков в романе комиссар Гетманов — бездарный военачальник, но талантливый выявитель «уклонистов» и автор многочисленных доносов.
Ключом к авторскому пониманию войны в романе является парадоксальное на первый взгляд утверждение о Сталинграде: «Его душой была свобода». Эта война пробудила в народе сознание собственного достоинства. И не вина, а беда народа в том, что деспотичная власть, обнаружив собственное бессилие справиться с пробуждением национального сознания, поспешила поскорее поставить его себе на службу — и, как всегда, извратила и умертвила живой дух патриотизма.
В. Гроссман пытается разъяснить, что преданность родине таких героев, как Греков, Ершов, толстовец Иконников, уничтоженный немцами за отказ строить лагерь смерти, не имеет ничего общего с национал-шовинизмом Гетманова или же генерала-палача Неудобнова, заявившего: «В наше время большевик прежде всего — русский патриот». Ведь тот же Неудобное до войны собственноручно выбивал на допросах зубы тем, кого подозревал в пристрастии ко всему национальному в ущерб проповедуемому большевиками интернационализму.
Никакая внешняя принадлежность — классовая или национальная, по Гроссману, не зависит от воли человека и потому не она определяет истинную цену личности. Ее определяет способность человека на подвиг или на подлость, поскольку именно в этом случае можно говорить о свободе или несвободе. Таково изображение Великой Отечественной войны в романе «Жизнь и судьба» В. Гроссмана.[/sms]
Никакая внешняя принадлежность — классовая или национальная, по Гроссману, не зависит от воли человека и потому не она определяет истинную цену личности. Ее определяет способность человека на подвиг или на подлость, поскольку именно в этом случае можно говорить о свободе или несвободе. Таково изображение Великой Отечественной войны в романе «Жизнь и судьба» В. Гроссмана.[/sms]
29 ноя 2007, 16:02
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.