Социальная и пространственная ориентация — это свойство, подразумевающее определенную направленность. Закрытые или, вернее, закрывающиеся знаки (Кабан, Тигр, Змея, Обезьяна) уходят внутрь любого изучаемо предмета и, в частности, внутрь себя.
Ортодоксы (Коза, Собака, Бык, Дракон) жаждут стабилизации, всему на свете желают найти свое законное место, создать пра. вила и нормы, которые уже не будут меняться. И наконец открытые или открывающиеся знаки, среди которых есть место для Крысы (остальные — Петух, Кот, Лошадь), хотели бы раздвинуть рамки мироздания максимально широко. Они готовы настежь распахнуть себя миру, вобрать в себя всех и себя отдать всем... Отсюда необычайная широта интересов, желание свободы действий, свободы контак-тов... Мир безграничен!
Мышление Крысы открыто и свободно, никаких догм, никаких запретных тем для него нет. Интеллектуальная открытость Крысы легко превращается в открытость социальную. На бытовом уровне это необычайная естественность, простота общения. Та же самая открытость рождает в Крысе ненависть к заборам и любовь к открытым пространствам — полям, лесам и особенно морям. Крыса с удовольствием участвует во всех «открытых» проектах человечества, много поспособствовав выходу человечества в космос — Вернер фон Браун (1912—1977).
А еще Крысы дали таких лидеров самолетостроения, как Андрей Туполев (1888—1972), Семен Лавочкин (1900-1960), Эрнст Хейнкель (1888—1958). Но самое универсальное проявление открытости знака— это создание музыки, которая нравится всем подряд, независимо от образования, социального положения, возраста и даже наличия музыкального слуха. Удивительный феномен открытых знаков в оперной музыке явили композиторы года Крысы: Вольфганг Амадей Моцарт (1756—1791) и Франц Йозеф Гайдн (1732—1809), Джоаккино Россини (1792—1868) и Рихард Штраус (1864—1949), Михаил Глинка (1804—1857) и Петр Чайковский (1840—1893), Исаак Дунаевский (1900—1955) и Ллойд Веббер (род-1948). Для одного знака это очень много!
Открытость делает знак Крысы естественным, созвучным мирозданию, приравнивает к явлению природы. Может быть, потому так хороши именно композиторы. Илья Оренбург (Кот) нашел тождество в поэзии Франсуа Вийо-на (1432—1463) и Витезслава Незвала (1900—1958), он считал их поэзию непосредственной и наивной, но тут же оговаривался, что «наивен был Незвал не как ребенок, а как соловей, как анемон, как летний дождь.
Ежечасно он открывал мир; он подходил к природе, к человеческим чувствам, даже к предметам обихода, как будто до него не существовало тысячелетий цивилизации». В этой непосредственности и поиске простоты вся прелесть открытости. Ибо сказано в Библии: «Будьте как дети»!