Все, вместе взятые, структурные характеристики Крысы (грубая психология, фатальная судьба, открытое общение, мистическое мышление мужчин и реалистическое мышление женщин, а также драматический темперамент) можно заменить одной-единственной характеристикой — вечной юностью, то есть соответствием букету качеств из человеческого возраста от 17 до 24 лет.
Понимать это надо так, что всякий человек, рожденный в год Крысы, будет всю свою жизнь нести юношеские стереотипы в поведении, хранить юношеские идеалы.
Можно понимать и по-иному: именно в юношеском возрасте урожденные Крысы обретают максимально точное понимание жизни и всю оставшуюся жизнь остаются верны идеалам юности.
Отсюда две особенности крысиного творчества: неспособность Крыс в объективном отражении других возрастов (например, детство) и решающий вклад в культуру юношества.
Первый и главный кумир юношества на все времена — 3X0 Уильям Шекспир (1564—1616). И в первую очередь речь идет о незабываемой пьесе «Ромео и Джульетта», hfe. вероятное количество кинематографических версий, ц каждый раз неизменный успех. У нас особенный успех и культовое поклонение вызвала вольная экранизация «Вац и не снилось» с Татьяной Аксютой и Никитой Михайлове-ким. На Западе более известны фильмы Франко Дзеффи. релли с Леонардом Уайтингом и Оливией Хасси, а также постановка База Лурмана «Ромео + Джульетта» с Леонардо ди Каприо и Клер Дейнс.
Узнавание юными самих себя, эдакий взгляд в зеркало, все это само собой. Но главное — это очевидная мораль, молчаливо-скорбное осуждение взрослого мира, наглядное противопоставление идеалов чистой и светлой юношеской любви прагматичному миру взрослых, прославляющему нелепые (с точки зрения молодых) законы чести, практической целесообразности, родовой гордости...
Сам сюжет невероятно музыкален. На него откликнулись Петр Чайковский, Сергей Прокофьев (Кот), Гектор Берлиоз (Кабан) и еще многие другие... Одних только опер 14 штук. Число театральных постановок не поддается никакому учету. И главный потребитель, а чаще всего и участник театрального действа — самые юные...
Собственно говоря, это единственный, по-настоящему, сюжет вечной юности. Антуан де Сент-Экзюпери (1900—1944). Его «Маленький принц», проскочив мимо деТйшек, очень точно попал именно в юношескую аудиторию. Почему? Да потому что нет здесь ничего из жизнерадостного гогочущего детства, а есть томление, одиночество, любовь, роза, звезды...
А самое главное, вновь идет бесконечное противопоставление юной чистоты грязному миру взрослых, всем этим королям, честолюбцам, пьяницам и дельцам. Разве что фонарщик еще туда-сюда. Именно поэтому книга не получилась детской, ребенок не противопоставляет себя взрослым, он их любит, он жаждет их опеки и защиты, противостоит взрослым лишь юношество.
Булат Окуджава (1924—1997). Доказать его принад- ность к миру вечной юности очень легко. Можно взять его песню: «Последний троллейбус», все эти ночные блуждания по городу... Да и по внешнему виду — свитерочек, гитара — он так и остался вечным ношей. «Моцарт на старенькой скрипке играет»... Один из гимнов молодости — фильм "Покровские ворота". Здесь тоже звучат песни Окуджавы, и вновь Москва... Здесь правы только те, кто юны, по возрасту или по состоянию души.
Взрослые и солидные люди в явном проигрыше. Так в чем же победа юности? Она что — умнее или справедливее? Нет! Юность счастлива, потому что существует на свете любовь. Правы лишь те, кто позволяет себе любить. Такова мораль Крысы. И дело, конечно, не в Окуджаве, это ведь экранизация пьесы Леонида Зорина (род. 1924), еще одного проповедника любви, родившегося в год Крысы. Интересно, что Костика (прообраз Зорина) в фильме играет актер того же года Крысы. И вновь, в который уже раз, чистота влюбленных сталкивается в фильме с миром взрослых, в котором так все скучно, сплошные обязательства, кому-то нужно предисловие, кто-то должен писать куплеты, надо браться за дрель или работать шпиц-штихелем.
А ведь так хочется все забросить, играть на гитаре, дарить цветы и читать стихи... Таковы приоритеты молодежного крысиного мировосприятия. А еще очень интересна перекличка с миром юности персидского поэта Омара Хайяма (1048—1123). Вообще чудо, что в нашей жизни есть хоть какое-то место для поэта XI века. Тот же Шекспир, который такой вроде древний, — это уже XVI век.