Знаменитая труппа, основанная Морисом Бежаром 20 лет назад, представила балет «80 минут вокруг света». Уже страдая от тяжелой болезни Бежар неизменно посещал репетиции, а за несколько дней до смерти покинул госпиталь, чтобы присутствовать на генеральном прогоне.
Репетицию не отменили и 22 ноября — в день, когда мэтра не стало. Тогда артисты пообещали, что запланированная премьера обязательно состоится. Теперь календарь выступлений с этим спектаклем расписан на несколько лет вперед.
Мир глазами Мориса Бежара одним из первых увидел корреспондент НТВ Вадим Глузкер.
Это последнее путешествие Мориса Бежара — Сенегал, Сахара, Греция, Индия, Бразилия. Идея балета родилась буквально за пять минут. Бежар подошел к гигантской карте, висевшей у него в кабинете, и красным пунктиром нарисовал маршрут.
Единство времени и пространства — в этом магия Бежара. Географические границы появились позже. В свое время маэстро говорил: если бы он не родился в Сенегале и не был бы воспитан на африканской культуре, как бы он смог поставить «Весну священную» Стравинского? В этом загадка Бежара.
Африка для мэтра была чем-то божественным и святым. Недаром для этого танца была выписана балетмейстер из Сенегала, которая обучала балерин африканским па. Для других стран и континентов особой достоверности не потребовалось.
Например, для картины «Северный Полюс» танец пингвинов, которые, кстати, на Северном Полюсе, не живут, задумывался под музыку П. И. Чайковского. Но в конце концов остановились на швейцарском вальсе.
Жиль Роман, художественный руководитель «Бежар балет Лозанна»: «Морис сознательно отбросил страны, в которых он часто бывал. Он хотел чего-то нового. И когда маршрут путешествия был разработан, я просто следовал этому маршруту. Для меня это стало путешествием через все его творчество, все его шедевры».
Жиль Роман, нынешний художественный руководитель балета Бежара, принимает репортеров в кабинете учителя. Он еще не может осознать, что теперь руководит одной из самых известных балетных трупп мира.
Единственное, что он позволил себе, изменив изначальную концепцию балета, так это то, что он сам выходит на сцену. Он хочет оставаться играющим тренером.
В проекте есть что-то от Жюля Верна, что-то от Игоря Моисеева. Хореограф Азарий Плесецкий, 17 лет работавший вместе с Бежаром, говорит о магии чисел.
Азарий Плисецкий: «Цифра 80 крутилась все время вокруг: то ли 80 дней, 80 минут или 80 лет. Совсем недавно мы справляли 80-летие Бежара, и был спектакль, который назывался „Катр ван“, 4 раза по 20. Идея 80 минут, очевидно, крутилась у него в голове. А то, что это вокруг света, так это не в первый раз, когда он обращается к танцам народов мира».
Но в этих танцах не нашлось места для России. Хотя, как рассказал восходящая звезда балета Валентин Левагин, Бежар очень хотел создать танцевальную картину «Русская равнина», но не получилось.
Валентин Левагин, солист балета: «Это скорее не путешествие вокруг света, это путешествие самого Мориса, в его творчество».
А теперь балет Бежара начинает свое новое путешествие, свое одиночное плавание. Правда, без отца-основателя.