Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
История кожного лейшманиоза (болезни Боровского).
В нашей стране имеются 2 разновидности кожного лейш-маниоза: антропонозный (городской тип), вызываемый Leishmania tropica minor, и зоонозный (сельский тип), вызываемый Leishmania tropica major.
История лейшманиоза связана с глубокой древностью. Однако первое достоверное описание кожного лейшманиоза сделал в 1745 г. английский врач Рососк, обнаруживший его среди жителей Сирии. Несколько позже, в 1756 г. братья Russel подробно описали клинику кожного лейшманиоза.
В 1787 г. Volney, путешествуя по Сирии и Египту, отметил в этих странах эндемическое заболевание, которое местные жители называют финиковым, или аллепским, прыщом. В середине XIX века в период захватнической колониальной политики стран Азии, Африки и Ближнего Востока среди военных европейцев заболеваемость кожным лейшманиозом стала принимать массовый характер, что вызвало повышенный к нему интерес.
В России первой работой, посвященной кожному лейшманиозу, является диссертация Н. Арендта (1862), в которой автор описывает клинику, эпидемиологию и лечение этого заболевания. Дальнейшее знакомство русских врачей с кожным лейшманиозом связано с присоединением и освоением среднеазиатских территорий (1865—1885). В 1885 г. среди войсковых контингентов, расположенных в Маргабском оазисе Туркмении, возникла эпидемия в виде язвенных поражений кожи. Поскольку наибольшее количество заболеваний было в районе пендинского приставства (ныне Тахта-Базар), заболевание получило название пендинской язвы.
В 1886 г. вышла монография Л. Л. Гейденрейха «Пендинская язва», в которой он описал клинику и различные бактериальные исследования. Автор предложил это заболевание именовать тропической язвой.
Лишь в 1889 г. ординатору Ташкентского военного госпиталя П. Ф. Боровскому удалось обнаружить и описать возбудителя болезни, которого автор отнес к простейшим. Последующими работами К. Я. Шульгина, Е. И. Марциновского, Л. С. Богрова (1902—1904) подтверждено открытие П. Ф. Боровского.
В 1909 г. вышла диссертация Е. И. Марциновского «Этиология восточной язвы и краткие сведения об этой болезни», сыгравшая большую роль в развитии учения о лейшманиозе в России. После открытия возбудителя кожного лейшманиоза встал вопрос о путях проникновения его в организм.
В 1902 г. К. Я. Шульгин, П. Ф. Боровский, а позже Е. И. Марциновский и другие высказали мнение о передаче болезни кровососущими насекомыми, как это имеет место при малярии. Позднее Sergent (1921), Adler (1924) доказали, что переносчиками болезни являются москиты. В 1923 г.
Christopherson описал форму, клинически сходную с туберкулезной волчанкой. В 30-х годах И. И. Гительзон подробно изучил этот туберкулезный лейшманиоз, назвав его «металейшма-ниозом», и впервые применил метод профилактических прививок кожного лейшманиоза культурой возбудителя. В середине 30-х годов в изучение кожного лейшманиоза включились Туркменский НИИ дерматовенерологии во главе с П. В. Кожевниковым и сотрудники отдела паразитологии ВИЗМ под руководством академика Е. H. Павловского.
В 1940 г. в Ашхабаде было проведено первое межреспубликанское совещание по кожному лейшманиозу. Его результаты опубликованы в 1941 г. в сборнике научных трудов «Проблемы кожного лейшманиоза».
В 1947 г. вышла монография П. В. Кожевникова, H. В. Добротворской, H. И. Латышева «Учение о кожном лейшманиозе». В области эпидемиологии основные научно-исследовательские работы были направлены на изучение резервуара возбудителя болезни и его переносчика. В 1937 г. H. И. Латышев, А. П. Крюкова в Туркмении установили широкое распространение кожного лейшманиоза среди диких грызунов пустыни и доказали, что нора грызунов является основным местом выплода и убежища для москитов. Эти исследования показали зоонозную природу сельского остронекротизирующегося типа кожного лейшманиоза и подтвердили его природную очаговость, учение о котором разработано академиком Е. Н. Павловским. Источником инфекции в условиях города является больной лейшманиозом человек. Поэтому этот тип кожного лейшманиоза отнесен к антропонозам.
В 1940 г. А. П. Крюковой впервые удалось получить заражение грызуна кожным лейшманиозом через укус москита в искусственных условиях. Исследования по изучению роли москитов в распространении лейшманий, проведенные П. А. Петрищевой, легли в основу профилактики кожного лейшманиоза.
Большое значение в изучении клиники, иммунитета, специфической профилактики, лечения экспериментального кожного лейшманиоза имеют многочисленные работы П. В. Кожевникова и его учеников (Н. Ф. Родякина, М. Э. Эрешова, Р. С. Добржанской, Н. М. Ханмамедова, А. Н. Соколовой, А. А. Шаховой, П. А. Дубовского), а также работы В. М. Сафьяновой, О. И. Келлиной, Э. Е. Шуйкиной, К. М. Гусейн-Заде и др.
Проблеме лейшманиоза и другим трансмиссивным природно-очаговым заболеваниям в республиках Средней Азии и Закавказья было посвящено 5 межреспубликанских совещаний: 3 — в Ашхабаде (1940, 1962, 1969), одно —в Душанбе (1965) и одно— в Самарканде (1967), 2 международных семинара ВОЗ (1967, 1979).
09 янв 2008, 14:04
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.