Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Диагноз кожного лейшманиоза
Однако, учитывая миграцию населения и быстроту современных передвижений, человек, заразившийся кожным лейшманиозом, может оказаться далеко за пределами эндемичных лейшманиозных зон. Для заражения время пребывания в лейшманиозном очаге может быть очень коротким — 1—2 дня. Поэтому развитие лейшманиоза у заразившегося может начаться уже за пределами места заражения и тогда у врачей, редко видевших клинику кожного лейшманиоза, могут возникнуть трудности в установлении диагноза. Кроме того, встречаются больные со стертыми клиническими проявлениями, с так называемыми межтиповыми клиническими формами, при которых диагноз представляет определенные трудности даже для опытных врачей.
Для правильного диагноза кожного лейшманиоза очень важно выяснение вопроса о возможном, даже кратковременном, пребывании больного в лейшманиозном очаге в активный эпидемический период, т. е. с мая по октябрь месяц. Следует также учитывать и срок инкубации: короткий — при зоонозном и длительный — при антропонозном типе. Поэтому проявления болезни при зоонозном типе имеют строгую сезонность (с июня по ноябрь), тогда как проявление болезни при антропонозном типе может быть на протяжении всего года.
Стадию бугорка можно наблюдать непосредственно в активных лейшманиозных очагах зоонозного типа в эпидемический период при вспышках заболеваемости среди неиммунных организованных коллективов (отрядах, экспедициях) и при ежедневных осмотрах лиц, находившихся под угрозой заражения. В этих случаях возникший на коже бугорок напоминает начальную стадию фурункула, отличаясь от него меньшей болезненностью, быстрым ростом инфильтрата и воспалительного отека. Дальнейшее развитие болезни еще больше отличает начальную лейшманиому от фурункула. Язвенная лейшманиома имеет некоторое сходство с эктимой, вскрывшимся фурункулом, хронической язвенной пиодермией, эпителиомой, с туберкулезными язвами, мягким и твердым шанкром, гуммой, скрофулодермой и другими язвенными процессами кожи. Наличие у больного множественных последовательных лейшманиом, создающих клинический полиморфизм, усугубляет диагностическую трудность.
В дифференциальной диагностике с язвенными дерматозами, помимо знаний их клинических особенностей, следует учитывать и другие, не всегда выраженные и постоянные клинические признаки: локализацию, консистенцию, отделяемое, длительность течения, субъективные ощущения, количество элементов и др. Диффузно-инфильтрирующая лейшманиома внешне может напоминать ознобленную волчанку (lupus pernio), дискоидную красную волчанку, рожистый процесс. Более значительные трудности для дифференциального диагноза представляет туберкулоидный лейшманиоз.
Внешне эта клиническая разновидность кожного лейшманиоза антропонозного типа чаще всего напоминает туберкулезную волчанку, реже — красную волчанку, хроническую поверхностную пиодермию, бугорковый сифилис, лепру, рак кожи. Клиническое сходство туберкулоидного лейшманиоза с туберкулезной волчанкой до сих пор является причиной диагностических ошибок, допускаемых медицинскими работниками неэндемичных по лейшманиозу мест. Это сходство проявляется в морфологических элементах (бугорок), локализации (чаще лицо), длительности течения (годы), раннем начале заболевания (в детском возрасте) и в пато-гистологической картине.
Постановка правильного диагноза также затрудняется малым количеством лейшмании, которых удается обнаружить с трудом. Поэтому данные анамнеза о пребывании больного в эндемичном лейшманиозном очаге и перенесении в прошлом антропонозного кожного лейшманиоза в диагностике туберкулоидного лейшманиоза имеют решающее значение. Окончательный диагноз устанавливается после соответствующих специальных исследований больного на туберкулез и лейшманиоз.
Бывают случаи, когда поставить диагноз кожного лейшманиоза только на основании клинических данных трудно. В таких случаях необходимо произвести всестороннее обследование больного, начиная с тщательно собранного анамнеза, бактериоско-пических, бактериологических, гистологических и иммунологических исследований. Во всех случаях, подозрительных на кожный лейшманиоз, обязательно следует производить исследование на возбудителя болезни — лейшмании. Их легко обнаружить в бугорковой и язвенной стадии лейшманиомы, труднее — в последовательных лейшманиомах и трудно — в проявлениях туберкулоидного лейшманиоза.
Бактериологические методы исследования дополняются бактериологическими, иммунологическими и патогистологическими. Необнаруженные лейшмании при бактериоскопическом исследовании нередко выявляются при бактериологическом исследовании путем посева взятого для исследования материала на специально приготовленные питательные среды — 3N-arap в ее оригинальной прописи.
Забор материала производится одновременно как для бактериоскопического, так и для бактериологического исследования. Для посева на питательную среду материал из бугорка или краевого инфильтрата удобнее брать стерильной платиновой петлей. В тех случаях, когда анамнестические данные и данные клиники допускают возможность предположить лейшманиоз, но в то же время обнаружить лейшмании ни бактериоскопически, ни бактериологически не удается, следует произвести пато-гистологическое исследование. С этой целью делается биопсия бугорка или краевого инфильтрата язвы.
В приготовленных гистологических препаратах, помимо соответствующей лейшманиоме патогистологической структуры, нередко обнаруживаются лейшмании. При этом следует учитывать длительность заболевания, так как с развитием иммунных процессов в больном организме количество лейшмании уменьшается и в биопсированном материале, взятом на заключительной стадии болезни, лейшмании обнаруживаются с трудом. При внимательном просмотре диагностического биопсийного материала и соответствующей осведомленности о патогистологических изменениях диагноз кожного лейшманиоза возможен даже при отсутствии в препарате лейшмании.
При неясной клинической картине и отрицательных лабораторных исследованиях ценным подспорьем для установления диагноза может служить внутрикожная аллергическая реакция с лейшманийным антигеном. При проведении кожно-аллергической реакции следует учитывать, что она возникает только на 10— 15-й день болезни у больных зоонозным типом и после 2—3 мес болезни у больных антропонозным типом лейшманиоза.
10 янв 2008, 11:09
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.