У тех, кто не успел встретить 2008 год со всем миром 1 января, появился второй шанс. Сегодня Россия и некоторые страны ближнего зарубежья отмечают Старый Новый год.
Традиция праздновать дважды появилась при переходе на григорианский календарь. По нему живут все светские государства и католическая церковь. Однако православные обычаи совершаются по юлианскому летоисчислению, или по старому стилю, то есть на 13 дней позже.
Хотя праздник этот неофициальный, многие столичные театры готовят особые старо-новогодние программы. Так, Московский дом музыки предлагает встретить 2008-й в компании «Терем квартета». Его исполнители нечасто бывают в России.
Корреспондент НТВ Анастасия Литвинова услышала вместо традиционной «В лесу родилась елочка» — «Бесаме мучо», «Времена года» П. И. Чайковского и саундтреки к американским блокбастерам, исполненные на русских народных инструментах.
«Терем-квартет» в Москве выступает нечасто, и перед их концертами в кассах всегда очереди. В этот раз музыканты обещают опять удивить зрителей и сыграть на народных инструментах то, что раньше никто не играл. Например, саундтрек к фильму «Миссия невыполнима».
На репетицию они приехали прямо из аэропорта. Михаил Дзюдзе, который играет на балалайке и контрабасе, первым дело проверил акустику зала.
Они давно всем доказали, что на двух домрах, балалайке и баяне можно сыграть все, что угодно. Но все равно каждый раз удивляют.
Никто даже не назвал музыкальным произволом, когда «Терем-квартет» переложил на народные ноты «Времена года» П. И. Чайковского — классическое произведение, написанное для фортепиано. Свою композицию квартет назвал «Петр Ильич в гостях у жителей Крайнего Севера».
Алексей Барщев, участник «Терем-квартета»: «На чем родился „Терем-квартет“? На том, чтобы не повторять штампы, которые прилипли к этим инструментам: к балалайкам, к домрам. На них всегда играют „Светит месяц“, „Калинка-малинка“ и тому подобное. И вот мы всю жизнь отходили от этих штампов».
Михаил Дзюдзе говорит: когда 20 лет назад, еще учась в консерватории, они придумали свой квартет, преподаватели были в шоке.
Михаил Дзюдзе, участник «Терем-квартера»: «Я учился на виолончели. Но потом был симфонический контрабас, и консерваторию я закончил как приличный человек. Мог бы, конечно, в оркестре играть… А сейчас я уже неизвестно кто. Вернее, известно кто».
Их часто называют музыкальными хулиганами. Они вольно импровизируют и шутят с произведениями Моцарта, Баха и Шуберта и при этом выступают на лучших сценах.
«Терем-квартет» уже дал концерты в 60 странах мира. Они только вернулись из Германии, а после московского концерта нужно ехать во Францию, потом в Ханты-Мансийск, а дальше в Новую Зеландию и Австралию.