Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
История нозологического выделения атопического дерматита
Клиническая картина проявляется зудящими воспалительными изменениями кожи с истинным полиморфизмом сыпи и лихенификацией, определенной симметричной топографией, зависящей от возрастных особенностей, часто сочетающимися с функциональными расстройствами нервной системы, нарушениями иммунитета и атопи-ческими поражениями респираторных органов.
История нозологического выделения атопического дерматита сложна и имеет давние истоки. Зудящие воспалительные поражения кожи, начинавшиеся с детского возраста, сопровождавшиеся нагноением, лимфаденитом, нервозностью, называли «доброкачественными скрофулидами», «сложным лихеном», «скрофулезным лихеном с экземой» и т. д.
В конце XIX в. было обращено внимание на три особенности заболевания: 1) диатезический, семейный и конституциональный характер, 2) полиморфизм клинической картины, включавшей экзематозные и лихеноидные сыпи, 3) своеобразие возрастной эволюции проявлений. Е. Besnier (1892) обосновал самостоятельность этой формы, проследив указанные особенности в ряде семей. Представив демонстрации под названием «дерматит полиморфный, пруригинозный, хронический, обостряющийся, с зимними пароксизмами, в преимущественно экзематозно-лихеноидной форме», он подчеркнул, что это заболевание, начавшись в грудном возрасте «детской сыпью» в виде «инфантильных эритем», экзематизации, псевдолихенов, далее может перейти в смягченную форму или длительную ремиссию; позже болезнь «устанавливается» и проявляется лихенифицированными очагами, периодически осложняясь пароксизмами экзематизации и распространенной импетигинизацией. Была отмечена сезонность, семейность, возможность сочетания с астмой, сенным катаром, желудочно-кишечными болезнями. L. Brocq, подчеркивая важность выделения новой формы болезни с ее «двойной клинической картиной», проявлявшейся экземой и лихенификацией, упомянул о сходстве одного из ее компонентов, а именно лихенификации с изучавшимся им ранее нейродермитом. После этого обсуждения на французском дерматологическом обществе выделенная форма стала называться в литературе «диатезическим пруриго Бенье». Наряду с этим сохранялась тенденция рассматривать эти поражения в рамках симптоматических кожных проявлений детских диатезов, а позже — аллергических состояний. Однако в работах советских педиатров диатезы всегда рассматривались как аномалии конституции, а не нозологические формы болезней [Маслов М. С, 1939, 1949; Ахмина Н. И. и др., 1983, и др.].
В 20—30-х годах XX века появилась концепция об атопиче-ском диатезе, «странной» семейной гиперчувствительности, отличавшейся от приобретенной аллергии отсутствием обязательной зависимости от сенсибилизации, реакцией на множество безвредных для других лиц провоцирующих факторов. Кожная болезнь такого типа была названа «атопическим дерматитом» [Weis Т., Sulzberger М., 1933; Hill L., Sulzberger М., 1935], атопическим нейродермитом, атопической экземой. Представленные описания атопического дерматита соответствовали изложению клинической картины диатезического пруриго Бенье.
Однако если раньше эта болезнь считалась редкой, то с 40—50-х годов нашего столетия атопический дерматит считается во многих странах одним из самых частых дерматозов. По сводным данным Б. Т. Глухенького, С. А. Грандо (1985), он составляет 5—30 % от числа всех кожных заболеваний. По мнению В. А. Гребенникова, М. В. Христюка (1980), на атопический дерматит приходится 20 % среди детских кожных болезней. С возрастными различиями заболеваемости, по-видимому, связаны и разные цифры популяционной частоты атопического дерматита в обследованных контингентах — от 0,5 до 7 %.
За последние 50 лет нозологическое уточнение атопического дерматита дополнялось многочисленными исследованиями его патогенеза, обсуждением его диагностических критериев. В процессе клинического изучения атопический дерматит был отграничен от себорейного дерматита, хронического простого лишая Видал я (ограниченного нейродермита), нуммулярной экземы, строфулюса, пеленочного дерматита и других дерматозов. Несмотря на неполноту современных знаний о патогенезе, накопленные наблюдения о его симптоматике, течении, эпидемиологии считаются достаточным основанием для интерпретации его как вполне очерченной нозологической формы. Не исключается генетическая гетерогенность атопического дерматита, хотя разнообразие его клинических форм не противоречит общей закономерности клинического полиморфизма мультифакториальных заболеваний.
15 янв 2008, 16:23
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.