Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Гидромеханические коробки передач. Гидротрансформатор.
Гидротрансформатор представляет собой гидравлический механизм, который обычно располагается между двигателем и коробкой передач автомобиля. Он обеспечивает автоматическое изменение передаваемого от двигателя крутящего момента в соответствии с изменением нагрузки на выходном валу коробки передач. Гидротрансформатор состоит из трех колес с криволинейными лопатками (рис. 3.17): насосного 2, соединенного с корпусом 8 гидротрансформатора, и приводимого во вращение от коленчатого вала двигателя 1; турбинного 4, связанного с первичным валом 5 коробки передач; и реактора 3, закрепленного через муфту свободного хода 7 на пустотелом валу 6, соединенном с картером коробки передач.
Муфта свободного хода 7 позволяет колесу реактора 3 вращаться только в одном направлении попутно с вращением насосного колеса 2. Колеса гидротрансформатора установлены внутри корпуса 8, закрепленного на маховике 9 двигателя. Внутренняя часть корпуса 8 является рабочей полостью гидротрансформатора и заполняется циркулирующим под давлением маловязким маслом.
При работе гидротрансформатора масло, нагнетаемое в рабочую полость, захватывается лопатками вращающегося насосного колеса 2, отбрасывается центробежной силой вдоль криволинейных лопаток к его периферии и поступает на лопатки турбинного колеса 4. В результате создаваемого при этом напора масла турбинное колесо 4 приводится в движение вместе с первичным валом 5 коробки передач. Далее масло поступает на лопатки колеса - реактора 3, изменяющего направление потока жидкости, и затем в насосное колесо, непрерывно циркулируя по замкнутому кругу рабочей полости и участвуя в общем вращении с колесами гидротрансформатора, как указано на рис. 3.17,а. Поток жидкости, выходящей из турбинного колеса 4, ударяется в лопатки колеса-реактора 3 с тыльной, по отношению к направлению вращения, стороны. Муфта свободного хода 7 при этом заклинивается, благодаря чему колесо-реактор становится неподвижным. Наличие неподвижного колеса-реактора способствует возникновению на его лопатках реактивного момента, воздействующего через жидкость на лопатки турбинного колеса дополнительно к моменту, передаваемому на него от насосного колеса.
Чем медленнее вращается турбинное колесо (по сравнению с насосным) из-за повышенной внешней нагрузки, приложенной к валу турбинного колеса от трансмиссии, тем значительнее лопатки реактора изменяют направление проходящего через него потока жидкости и тем больший дополнительный момент передается от реактора турбинному колесу. В результате этого крутящий момент, передаваемый с вала турбины на трансмиссию, увеличивается и может в 2-3 раза превышать крутящий момент двигателя.
При снижении нагрузки на турбинном колесе 4 и значительном повышении числа его оборотов, направление потока жидкости, поступающего с лопаток турбины, изменяется, и жидкость ударяется в лицевую поверхность лопаток реактора 3, стремясь вращать его в обратную сторону общего вращения. Тогда муфта свободного хода 7, расклиниваясь, освобождает реактор, и он начинает свободно вращаться в одном направлении с насосным колесом 2. При этом ввиду отсутствия на пути потока жидкости неподвижных лопаток трансформация (изменение) момента прекращается, а КПД гидротрансформатора увеличивается.
Способность гидротрансформатора автоматически изменять соотношение моментов на валах в зависимости от соотношения частот вращения ведущего 1 и ведомого 5 валов, а, следовательно, и от внешней нагрузки является основной его особенностью. Таким образом, действие гидротрансформатора подобно действию коробки передач с автоматическим изменением передаточного числа.
Но так как диапазон изменения крутящего момента гидротрансформатором недостаточен для различных условий эксплуатации автомобилей, а также он не обеспечивает получение передачи заднего хода, поэтому на автомобилях и автобусах гидротрансформатор обычно устанавливают совместно с планетарной или вальной механической коробкой передач.
Гидромеханическая коробка передач автомобиля БелАЗ-7548 изображена на рис. 3.18. Она включает гидротрансформатор, механическую вальную коробку передач, тормоз-замедлитель 40, систему управления и охлаждения.
Гидротрансформатор - четырехколесный, комплексный, блокируемый. Комплексным называется гидротрансформатор, имеющий два режима работы, свойственные как гидротрансформатору, так и гидромуфте. Характерной особенностью комплексного гидротрансформатора является установка реактора или реакторов (в данном случае - двух) 8 и 9 на муфте свободного хода 12. В гидротрансформаторе теряется от 10 до 15 % мощности, что снижает тягово-скоростные свойства автомобиля и ухудшает его топливную экономичность. Поэтому для увеличения КПД гидромеханической коробки передач на автомобилях применяются блокируемые гидротрансформаторы, имеющие фрикционную муфту, при включении которой жестко соединяются насосное 5 и турбинное 6 колеса.
Картер гидротрансформатора 20 присоединен с помощью болтов к промежуточному картеру коробки передач 28. К нему также крепиться ступица гидротрансформатора 24, на которую устанавливается подшипник 22 насосного колеса, являющийся задней опорой гидротрансформатора. Передней опорой служит выходной вал согласующей передачи (на рис. 3.18 - не показан). Полость гидротрансформатора образуется путем соединения выходного вала согласующей передачи, барабана фрикционной муфты блокировки 14, кожуха 7 и насосного колеса 5. Турбинное колесо 6 крепиться к ступице, установленной на шлицах первичного (ведущего) вала 41 коробки передач. Первое реакторное колесо 9 и второе 8 установлены на муфтах свободного хода, опорой для которых служит ступица реактора 13, соединенная по-средствам шлиц со ступицей гидротрансформатора 24.
07 фев 2008, 16:48
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.