Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » История » Народы Ямала » Археологическое исследование Ямала

Археологическое исследование Ямала

Археологическое исследование ЯмалаАрхеология — особый способ познания прошлого, сущность которого состоит в умении "прочесть" по ископаемым находкам историю бесписьменных культур. В силу природно-климатических и почвенных условий Ямала его прошлое — одна из наиболее "трудно читаемых" страниц истории. Потому, наверное, систематическое изучение археологии полуострова началось лишь два-три десятилетия назад.
 
Первым шагом в исследовании древностей тундры было открытие и частичные раскопки памятников на Тивтей саля и Хахэн саля В. Н. Чернецовым в 1929 г. После длительного перерыва, в 60-70-е годы изучение памятников южного и юго-восточного Ямала продолжили экспедиции, возглавляемые Л. П. Лашуком и Л. П. Хлобыстиным. С конца 70-х годов до настоящего времени археологические работы в различных районах Ямала осуществляет группа исследователей во главе с А. В. Головневым. В общей сложности на территории полуострова обнаружено уже более 70 древних поселений, стоянок, святилищ.
 
Судя по материалам изученных на сегодняшний день памятников, освоение Ямала началось в эпоху энеолита (медно-каменного века) на рубеже 3-2 тысячелетий до н. э. Самые древние стоянки обнаружены на реках Еркута яха, Пыри яха (Щучья), озерах Яро" то, на мысу Яр" саля; следовательно, первоначально были заселены юго-западные и южные районы полуострова.
 
В течение бронзового века (2 тыс. до н. э.) на Ямале существовали сменявшие друг друга ортинская, тазовская и хэяхинская культуры (названия культурам даны по местонахождениям памятников в районах Органа близ г.Нарьян-Мар, устья р. Таз и на Хэ яхе — притоке р. Щучьей). Каждую из культур отличало прежде всего своеобразие в способах изготовления и орнаментации керамической посуды — черепки керамики являются важнейшим источником изучения древности, по ним специалист может определить, откуда пришли люди, изготовившие глиняную посуду, с кем они торговали, с кем поддерживали родственные или брачные связи.
 
С первых шагов и все последующее время заселение Ямала шло двумя путями: первый проходил с запада на восток — по приморской тундре вдоль побережья северных морей от низовьев Печоры (или еще западнее) через Полярный Урал к юго-западным тундрам Ямала; второй путь был связан с Обью, по течению и берегам которой достигали южной подошвы полуострова жители западно-сибирской тайги. Поэтому в культуре древнего населения Ямала много общего с культурами и европейской тундры, и сибирской тайги.
 
Основными видами хозяйственных занятий древнего населения были промыслы дикого оленя, морского зверя, рыболовство. По-видимому, жители Ямала были неплохими мореходами, умело использовали для передвижения в летнее время реки и волоки (в том числе чрезъямальские — Сеяхинский и Юрибейский волоки). В зимнее полугодие транспортным средством могла служить собачья упряжка. Оленеводство до эпохи позднего средневековья находилось в зачаточном состоянии, и ямальские промысловики вели полуоседлый образ жизни.
 
Относительная скованность в передвижениях и замкнутость сезонных миграций были причиной того, что в отдаленных уголках тундры складывались свои особенные хозяйственно-культурные комплексы. Жители устья Зеленой Сеяхи, вероятно, занимались рыболовством и охотой на дикого оленя, обитатели Тивтей саля были прежде всего охотниками на морского зверя, главной отраслью хозяйства на нижнем Юрибее являлась охота на дикого оленя, сочетавшаяся с рыболовством и промыслом водоплавающей дичи.
 
К сожалению, многие археологические местонахождения представляют собой разрушенные ветрами и оползнями участки мысов и сопок. Сохранность культурного слоя на таких памятниках очень незначительна. Как правило, там можно обнаружить лишь несколько лежащих на поверхности осколков керамики, да один-два обломка обработанных костей или камней. Тем более внимательно и осторожно следует относиться к этим едва заметным тундровым памятникам: ни в коем случае нельзя изменять расположение находок, каждое подобное местонахождение должно быть сохранено и зафиксировано в своде археологических памятников Ямала.
16 фев 2008, 14:53
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.