Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » История » Народы Ямала » Гипотезы о происхождении ненцев

Гипотезы о происхождении ненцев

Гипотезы о происхождении ненцевОтносительно происхождения народов самодийской группы, в том числе ненцев, существует ряд гипотез. Весьма существенным моментом при этом является наличие в Южной Сибири, в районе Саянского нагорья племен, язык которых еще в недавнем прошлом был самодийским. В XVIII веке факт существования этих народностей отмечен был Ф. Страленбергом, а затем более подробные материалы по ним были собраны участниками Второй Камчатской экспедиции и Академической экспедиции 1768-74 гг. — Г.Ф. Миллером, И.Э. Фишером, И.Г. Георги. Материалы словаря Г. Спасского были приведены в разделе о языке.
 
К народностям "самодийского происхождения" ими были отнесены койбалы, саяты (сойоты), маторы (моторы), тубинцы, камачинцы и карагосы, обитавшие на северных склонах Саянского нагорья. Однако уже в то время языки этих народностей стали вытесняться тюркскими языками и к середине XIX в. были утрачены. В настоящее время потомки этих племен и народностей говорят на тюркских языках.
 
На том основании, что народы, говорящие на самодийских языках, жили не только на Севере, но и в Южной Сибири, Страленберг высказал предположение, что самоеды Саянского нагорья являются потомками самоедов приполярной зоны, где они являлись аборигенами, что с севера часть самоедов под влиянием каких-то причин двинулась на юг, заселив Саянское нагорье.
 
Противоположную точку зрения высказал историк Фишер, который предполагал, что северные самоеды (предки современных ненцев, нганасан, энцев и селькупов) являются потомками самоедских племен Саянского нагорья, продвинувшихся из Южной Сибири в более северные районы.
 
Это предположение Фишера в XIX в. было подкреплено огромным лингвистическим материалом и обосновано МА. Кастреном. Собранные во время длительных экспедиций материалы заставили Кастрена согласиться с высказанной Фишером точкой зрения о южном происхождении северных самоедов. МА. Кастрен предполагал, что в I-XI вв. н.э., в связи с так называемым великим передвижением народов самоедские племена были вытеснены из пределов Саянского нагорья к северу.
 
Теория Фишера-Кастрена, имеющая веские доказательства, обладала одним существенным недостатком: она свела вопрос об этногенезе ненцев к чисто механическому перемещению племен от Саян к Ледовитому океану. Таким образом, совершенно игнорировался вопрос о доненецком населении тундровой и северной лесной зоны.
 
Советский ученый Г.Н. Прокофьев, опираясь на теорию Фишера-Кастрена, внес в нее необходимые коррективы. Согласно его предположению "предками современных ненцев, нганасан, энцев и селькупов были не только самодийские (самоедские) племена Саянского нагорья, но также и некие аборигенные племена Крайнего Севера, заселившие территорию Обь-Енисейского бассейна с древнейших времен". Г.Н. Прокофьев считал, что самоедские племена Саянского нагорья (карагасы, моторы и др.) в своем передвижении к северу столкнулись с двумя группами аборигенных племен. Первую, восточную, он условно называл тян [это отражено в самоназваниях ненэцян (в данном случае Г.Н.Прокофьев допустил ошибку: слово ненэцян является основой самоназвания ненэць, где ць является цастью корня; таким образом ненэцянь нельзя разбивать на ненэ и цян), нганасан, энэтен, денг — кеты и тд.]. Следы другой группы — западной, имеются в самоназваниях селькупов — сёль куп — земляной человек, шоль куп — таежный человек и т.д., в названии народа коми, в ненецком слове хаби — иноплеменник, раб, в мансийском хум — человек, муж. В результате скрещивания восточной группы аборигенных племен (тян) и саянских племен Каса и Туба возникла северо-восточная ветвь самоедов — ненцы, нганасаны и энцы. Аборигенные племена группы тян, по мнению Прокофьева, возможно, были причастны к формированию современных коряков, чукчей, эскимосов и других народов Северо-Восточной Азии. Об этом свидетельствует некоторая общность между самоедскими и палеоазиатскими языками в области терминов, связанных с морским промыслом, названиями для глухой одежды и т.д.
 
Очевидно в формировании ненцев приняли участие также западные аборигенные племена кум/куп (ненецкое хаби), а в формировании нганасанов — некая группа тунгусов (ася). Западные аборигенные племена (кум) скрестились с продвинувшимися на север самоедскими племенами (в основном, по мнению Е.Д. Прокофьевой, с койбалами и камасинцами) и образовали современных селькупов.
 
В последующие годы дискуссия по вопросу о происхождении самодийских народов продолжалась, причем в нее активно включились археологи, антропологи.
 
Следы древнего аборигенного населения на территории, ныне занимаемой самоедскими народностями, были обнаружены сравнительно недавно в результате произведенных археологических раскопок.
 
На Европейском Севере ГА. Черновым были открыты и описаны остатки своеобразной культуры, относящейся к концу II — I тысячелетию до н.э.
 
Основу хозяйственно-культурного типа носителей печорской культуры составляло комплексное охотничье-рыболовецкое хозяйство. Главными промысловыми животными являлись дикий олень и различные породы боровой и водоплавающей птицы, а на арктическом побережье — морские животные. Охотники и рыболовы Приполярной области в поисках средств пропитания часто меняли места жительства, совершая переходы как в меридиональном, так и в широтном направлении, но в естественных границах тундры и лесотундры.
 
В Большеземельских стоянках, помимо каменных (и небольшого количества металлических) орудий в значительном количестве представлены фрагменты глиняных сосудов. Орнамент керамики своеобразен и по некоторым деталям резко отличается от орнамента, известного на остальной территории Европейского Севера.
 
Это обстоятельство и ряд других данных заставили ученых предположить, что первоначальное заселение Большеземельской тундры и нижней Печоры происходило в основном из Сибири по рекам, стекающим по обоим склонам Уральского хребта и соприкасающимся своими верховьями (реки Щучья, Уса и др.), и что носители Большеземельской культуры по своему этническому происхождению были родственны "неолитическому" населению Северного Приобья.
16 фев 2008, 15:33
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.