Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Народ коми в Зауральской тундре
Их язык относится к пермской подгруппе финно-угорской группы уральской языковой семьи. Непосредственными предками коми в Приуралье была летописная "Пермь вычегодская". С XI века они оказались в сфере русского влияния, в XIV в. усилиями епископа Стефания Пермского коми были обращены в христианство, в связи с чем на основе их языка была создана древнепермская письменность.
Уже в первые века 2 тысячелетия н.э. в археологических памятниках Приобья и Прииртышья отмечаются следы влияния коми. В середине 2 тыс. начинается особенно активное продвижение групп коми из их исконных вы югодских земель в северном и восточном направлениях. Причинами этих миграций являлись: поиск новых промысловых угодий, стремление избавиться от налогового гнета со стороны Москвы, бегство от христианизации (со времени учреждения Пермской епархии), переселение на коми земли русских. Акцентируя внимание на последствиях миссионерской деятельности Стефания Пермского, известный этнограф XVIII в. И. Г. Георги утверждал, что нежелание крещения побудило в конце XIV в. "большую половину Пермяков и Зирян, в Великой Перми живших, покинуть привольные свои на западной стороне Уральских гор, места и перейти в суровые северные, около реки Оби, страны..."
Коми продвигались на восток одновременно с русскими и выступали своего рода авангардом этого движения. Они нередко являлись проводниками в рейдах русских военных отрядов — походе Ермака, экспедиции Дьякова на Березов и т.д. Их поселения возникли на Оби и Иртыше прежде, чем там были построены русские остроги. Не случайно некоторые сибирские названия восприняты русскими в коми огласовке. И.Э. Фишер считал, что именно "пермяки, зыряне реке Умар дали название Обь". С языка коми переводится и название "Обдорск". По сведениям финского языковеда М.А. Кастрена, Обдорск как административный центр возник на месте зырянского поселка, существовавшего в окружении остяцких и самоедских селений. На Нижней Оби немало названий с окончанием на "кар", что означает по-коми "городок": Карымкар, Шурышкар, Войкар, Лелчикар, Уркар, Шешкар, Шеркал и другие.
В XVII веке коми вступают в тесные контакты с ненцами в северном Приуралье, заимствуют у них навыки выпаса оленей и становятся оленеводами. Со временем они внесли некоторые изменения в практику оленеводства: выработали новый режим кочевании и окарауливания стад, выделку оленьей замши превратили в товарное производство. Сформировавшаяся группа коми-оленеводов (ижемцев) начала осваивать все новые пастбищные территории европейских тундр, а с середины XIX века - уральские и сибирские угодья.
Первая семья коми-ижемцев обосновалась на берегу р. Ляпин в 1842 г. Через несколько лет на этом месте уже возникла деревня Саранпауль (по-мансийски — "коми-селение"). В Обдорске коми-ижемцы появились в 1853 г., Березове — 1863, селе Мужи — 1875. К 1925 г. в селе Мужи насчитывалось уже 1305 коми, в 06-дорском районе — 3810, Березовском — 1140.
Итак, коми в северном Зауралье появились еще в эпоху средневековья (в ту пору ненцы называли их "санэр"), а массовое переселение оленеводов-ижемцев ("нысма") приходится на более позднее время — вторую половинуXIX — начало XX веков. "Са-нэры", издавна осваивавшие Нижнее Приобье, приходили за Урал с Печоры (по-ненецки "Санэро"яв"), торговали металлической посудой, скупали у хантов и ненцев пушнину. Образ "санэра" как предприимчивого человека рисует и ненецкий фольклор.
О коми-ижемцах ("нысма") в фольклоре почти не упоминается — срок их общения с сибирскими ненцами слишком недолог, чтобы они успели стать героями сказаний. Тем не менее, и о них сложилось мнение как о сметливых хозяйственниках, склонных к торговле и предпринимательству. На этой почве, а также из-за конкуренции за угодья между коми и коренным населением Нижнего Приобья — ненцами и хантами — неоднократно возникали конфликты.
Несмотря на то, что коми заимствовали немало черт русской, а также ненецкой и угорской культур, они до сих пор достаточно прочно сохраняют собственную этнокультурную самобытность. В настоящее время коми составляют значительную часть населения, занимающегося оленеводством на Полярном Урале. По особенностям хозяйственно-культурного уклада они приравниваются к коренным народам Российского Севера.
17 фев 2008, 14:36
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.