Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Власть и лидерство у ненцев
Главой стойбища (нысы`` ерв, нысы`` ервота) был, как правило, старший по возрасту или наиболее состоятельный оленевод. Ему принадлежало право определять очередность участия пастухов в окарауливании стада, выбирать места и сроки каслания, решать все спорные вопросы, касающиеся интересов стойбищного коллектива. Иногда глава стойбища назывался «серм`пэртя» («дела ведущий»).
При создании временных охотничьих групп из числа опытных промысловиков избирался «нерм`пэртя» («вперед идущий»). Это звание не сулило ни почестей, ни особых выгод. При неудачном ходе дел (например, суматохе на облавной охоте «талараве») «нерм`пэртя» немедленно переизбирался. О наследственной передаче знаний «серм`пэртя» и «нерм`пэртя» не могло быть и речи: лидерство основывалось исключительно на личном авторитете, умелом руководстве и участии в конкретных делах. Среди ненцев вообще не существовало каких-либо сословных различий.
Пожалуй, единственное, что могло наследоваться - звание «тэта» («владеющий оленями», «богатый»). Уровень состоятельности чаще всего и определял социальный ранг человека. Звание родового старшины могло перейти от отца к сыну только в том случае, если и отец зарекомендовал себя с лучшей стороны, и сын признавался достойным нести ответственность за своих сородичей. К примеру, в начале 20 века старшиной рода Сэродэта был Хамби, но его постигло несчастье - от внезапного падежа оленей он обеднел. Сородичи сочли это дурным знаком, и после смерти Хамби должность старшины была передана не его сыну, а другому представителю рода - Еремзи Сэродэта.
Родовым старшиной становился один из «серм`пэртя». Он считался «вотчинником» Определенной территории, был состоятельным оленеводом. Но главной его административной задачей был сбор ясака, с сородичей: иногда ему приходилось брать на себя уплату податей кого-либо из них. Не случайно родовой старшина назывался по-ненецки «нарка мирм пэртя» (платящий большой ясак). Старшины избирались или переизбирались ежегодно в присутствии «лучших людей» и с ведома обдорской администрации.
В 60-е годы XVIII в. существовали должности «главного самоядина» Каменной и Низовой сторон. Таковым на Каменной стороне был Гитпад Хамин, на Низовой - Казан Садин. Однако позднее «верховная» власть была передана князьям из хантыйского рода Ганшиным. Ненцы неоднократно прямо или косвенно выражали недоверие ханту Тайшину, намерение иметь своих собственных главных старшин в Обдорске. В начале XIX в. таким общененецким старшиной был избран Пайгол Нырмин из рода Кара-чеи. Однако он оказался слишком строптивым с точки зрения русских чиновников - отказался сам принять крещение и допустить христианизацию среди ненцев, не пожелал содействовать экспедиции штурмана Иванова по обследованию земель Ямала, хладнокровно отнесся к подносимым «высоким» дарам (жалованному бархатному кафтану). Не удивительно, что русским властям удобнее было иметь дело с покладистым хантыйским князем, и вскоре должность ненецкого «главного старшины» в Обдорске была ликвидирована.
В ответ среди ненцев началось движение, возглавленное Вавлё Пиеттомином из рода Ненянг (одной из ватаг рода Карачеи Низовой стороны). Первоначально Вавлё и его единомышленник Магири Вайтин собрали отряд числом около 10 человек, отнимали оленей у зажиточных хозяев и раздавали беднякам. После ареста и суда в январе 1839 г. они были высланы в хантыйскую Пирчинскую волость, но в действительности жили в работниках у Сургутского мещанина Силина. В августе того же года они совершили побег и вновь оказались в обдорской тундре.
Вавлё объявил сородичам, что губернская власть освободила его и назначила главным старшиной ненцев. В течение 1840 г. Вавлё сменил несколько неугодных ему ватажных старшин, собрал вокруг себя 400 чумов и отправился в поход на Обдорск с целью сместить князя Тайшина. Всполошившаяся обдорская администрация отправила мещанина Николая Нечаевского проведать планы Вавлё и заманить его в Обдорск. Вавлё принял «парламентера» радушно, поскольку тот был его давним приятелем и торговым партнером. Нечаевский подогревал ненависть Вавлё к Тайшину и всячески торопил повстанцев, двигаясь с ними к Обдорску.
Приблизившись к «городу», Вавлё отправил Сали Яптика за князем. Тот прибыл в лагерь мятежников с 13 старшинами. В знак покорности Тайшин целовал Вавлё руку, молил о прощении и обещал уступить княжение союзнику Вавлё - Яптику Мурзину. Однако, по его словам, для окончательного решения необходимо было присутствие остальных старшин. Вавлё был приглашен в гости к Тайшину. Из осторожности в Обдорск были посланы разведчики. Но они не заметили ничего тревожного. 14 января Вавлё в сопровождении 40 сподвижников въехал в Обдорск. Встреча с Тайшиным была назначена близ казенных магазинов с мукой у пристани.
Сюда по указанию Вавлё явился Тайшин, заверил мятежного вождя в своей готовности покинуть княжескую «должность» и звал Вавлё к себе в гости на встречу со старшинами. Половину своих воинов Вавлё оставил на улице стеречь нарты с оружием. Остальные, вооруженные лишь ножами, направились к дому князя.
Пока Вавлё вел переговоры со старшинами и князем, дом был окружен казаками и вооруженными жителями Обдорска. Исправник Скорняков, войдя в дом, схватил Вавлё за руку и пытался вывести его на улицу. В доме и на улице завязалась схватка. В конце концов, Вавлё был связан и закован в кандалы.
Исправник Скорняков и мещанин Нечаевский были награждены. Получил медаль «За усердие» и князь Иван Тайшин. Вавле приговорили к каторге и сослали в Восточную Сибирь. Но повстанческое движение продолжалось. Лишь в 1856 г. последний ненецкий отряд во главе с Пани Тохо» (Ходиным) был разгромлен, мятежники захвачены в плен и заключены в острог.
И до и после восстания Вавлё Пиеттомина ненцы неоднократно выражали недовольство правительственной политикой, особенно христианизацией (в XVIII в.) и советизацией (в XX в.). В этих выступлениях проявлялось свободолюбие кочевников тундры, воскрешались традиции старых времен, когда ненцы вели войны под началом легендарных военных предводителей «саю``ерв». Среди вождей во все времена оказывались «тадебя» (шаманы), хотя в мирное время их высокий авторитет основывался не на боевой доблести, а на обширных знаниях, искусстве чудодейства и прозорливости.
18 фев 2008, 14:44
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.