Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » История » Народы Ямала » Почитание духов у хантов и манси

Почитание духов у хантов и манси

Почитание духов у хантов и манси Многие группы хантов и манси в XVIII-XIX вв. почитали антропоморфных духов, предков и покровителей групп. Чаще всего это либо жители одного селения или местности — обычно бассейна реки, либо представители фамилии, или, что встречается довольно часто, генеалогической группы, почитающей того или иного богатыря или духа. О совместном родовом культе писали М.А. Кастрен, В.Н. Чернецов, В. Штейниц.
 
Около главного селения рода, указывали они, находилось священное место, где по преданию жил родовой дух — родоначальник рода, о нем поется в старинных религиозных песнях (он воюет, затем поселяется на священном месте и принимает жертвы, покровительствуя членам группы). Не он появляется в животном или птичьем облике, этим же животным духом пользуется и как средством транспорта. Это животное нельзя убивать и есть.
 
М.А. Кастрен разделяет духи и божества северных хантов на три категории: родовые, или общественные, семейные и частные (лух). Изображения общественных (родовых) духов хранятся в особых юртах (священных амбарах) или в рощах, холмах, такие изображения особенно богато украшены. Он описал священную рощу около Обдорска, в ней хранились идолы — изображения духов, рядом с рощей был стан остяцкого рода, роща была их общественным святилищем.
 
Г. Новицкий отмечает пять категорий жертвоприношений духам и божествам: шаманские, частные, «главным кумирам», медведю и домашним божкам, но родовых культов не фиксирует.
 
Изучение священных жертвенных мест у хантов Сыни и Куновата, проведенное учеными в 1970 -х годах, а также опрос информаторов показали, что у северных хантов в конце прошлого века и начале нынешнего столетия около каждого селения были священные места. На них отправляли культ жители всего селения, хотя они не принадлежали к одной генеалогической группе. Был также культ духа более высокого ранга, почитаемого какой-то большой территориальной группой.
 
В числе почитаемых духов рода или селения были умершие и знаменитые герои, уважаемые люди, шаманы. Обычай хантов делать после смерти человека куклу — вместилище души умершего — и хранить ее определенное время в доме, связанный с культом умерших, привел к развитию у них ранней стадии культа предков. Изображения особо уважаемых лиц, шаманов по истечении определенного срока их хранения в доме не сжигались, не хоронились в могиле умершего и не выбрасывались в лесу, а хранились вместе с куклами — вместилищами душ обычных людей, с домашними святынями и изображениями домашних духов зоо- или антропоморфного облика в переднем священном углу дома. Самосознание, с почитаемым предком был связан со знаком рода — пос.
 
До прихода русских этот знак ставился, по всей видимости, только охотниками на местах угодий, на домах, личных вещах, изображался в виде орнамента на одежде, обуви, а также в татуировке. С приходом в Сибирь русских, развитием ясачной политики царского правительства этот знак стал тамгой. Связь татуировки, орнамента, знаков на домах хорошо показана В.Н.Чернецовым. Он также отметил, что тамги ханты ставили на нартах, оленях, лодках и некоторых других личных вещах.
 
Специальная работа по анализу тамг народов Сибири, в том числе и обских угров, была выполнена Ю.Б. Симченко.
 
Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод о несинхронном развитии генеалогических групп или характерных признаков — самосознания, культа предка — родоначальника и знака, выраженного в тамге, татуировке или орнаменте. Одни группы, а вместе с ними знаки, культы и самосознания исчезли, другие дробились и давали ответвления. Кроме того, вследствие социального развития общества, отдельные группы становились как бы первенствующими среди остальных и с развитием территориальных связей передавали всей территориальной группе свой знак и культ своего предка.
19 фев 2008, 10:22
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.