Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Характеристика этнического состава групп алтайцев.
Рассмотрим сначала, какие конкретные группы населения относились к южным алтайцам и какие к северным. К южным алтайцам относились:
1. Теленгиты, населявшие бассейны pp. Чуй и Аргута (притоки Катуни), большая часть которых была сосредоточена в долине р. Чуй и, кроме общего названия теленгит, именовала себя по территориальному признаку чукижи, т. е. люди р. Чуич.
2. Собственно алтайцы (алтап-кижи), расселявшиеся по среднему течению Катуни и бассейнах некоторых ее притоков: Урсула, Семы, Маймы, а также в системе pp. Чарыша, Кана, Песчаной. Среди этих алтайцев выделялась территориальная группа майма-кижи, или маймалары, т. е. жители с р. Маймы. Так именовало себя население бассейна р. Маймы, правого берега Катуни, которое по составу родов, входивших в эту группу, представляло собой своего рода смесь из родов собственно алтайцев с некоторыми родами, относящимися к северным алтайцам.
3. Телесы, обитавшие преимущественно по pp. Чулышману, Башкаусу и Улагану, причем часть их называла себя улаап-кижи, т. е. люди ср. Улагана.
4. Телеуты, жившие по pp. Черге, Майме и др. Больгдая часть жила за пределами Горного Алтая, в частности 110 pp. Большому и Малому Бочатам, в отрогах Кузнецкого Ала-Тау (ныне Кемеровская область). л северным алтайцам принято относить следующие родо-племенные группы: Тубалары (туба-кижи, множ. число — туба- Р), которые занимали долины рек: Большой и Малой Иши притоки Катуни), Сара-Кокши, Кара-Кокши, Пыжи, Уйменя и др. (притоки Бии).(2.)Челканцы, расселившиеся в бассейне р. Лебеди и особенно ее-притока Байгола, Они обобщенно называли себя куу-кижи, т. е. люди р. Лебеди, и поэтому в этнографической литературе иногда встречаются под названием лебе-динцы.. 3. Кумандинцы, живущие по берегам Бии от р. Лебеди вниз, почти до самого Бийска, а также в низовьях Катуни, где они к рассматриваемому времени слились с местным русским населением. ДЛорцы, обитающие в Кузнецком Алатау в верхнем течении р. Томи и ее притоков: Кондомы и Мрассы.
По поводу южных алтайцев приходится сделать следующее существенное замечание. Они еще во второй половине XIX в. делились на три родо-племенные группы, каждая из которых занимала вполне определенную территорггю Горного Алтая. Г. Н. Потанин во время своего путешествия в конце 70-х годов записал со слов южных алтайцев следующих три, как он выразился, «отделения» тюркского племени русского Алтая: Алтай, Теленгит и Тоёлес. По словам нашего знаменитого путешественника, «первое отделение кочует по левому берегу р. Катуни, второе — по р. Чуе, третье — по Чулышману и Башкаусу».
Несмотря на четкое территориальное распределение упомянутых трех групп южных алтайцев, Потанин не мог не отметить все-таки, что сеоки или роды южных алтайцев живут смешанно. В частности, он указал на проживание на Чолушмане теленгитов, но подчеркнул при этом, что здешние теленгиты — пришлые. Их приход сюда подтверждается преданиями, из которых следует, что теленгиты пришли на Чулышман из местности Конграй, которую, как можно заключить из рассказов алтайцев, следует отождествить с Сагай-ской степью Минусинской котловины.
Однако ко времени переписи 1897 г. смешение различных родо-племенных групп южных алтайцев между собой зашло довольно далеко. Это отразили материалы переписи. Вполне вероятно, что процесс смешения протекал в быстром темпе потому, что царским правительством был открыт в Горный Алтай доступ для переселенцев в конце 70-х годов, чем воспользовалось более всего русское зажиточное крестьянство и кулачество из предгорных районов. Они сразу же стали теснить южных алтайцев, захватывать у них земельные угодья. Все это не могло не вызвать передвижки, уплотнения и перемешивания алтайского населения. Каждая из перечисленных групп южных и северных алтайцев состояла из определенных родов (по-алтайски сеок, что буквально значит «кость»).
Что касается челканцев и кумандинцев, то их административные волости не подвергались статистическому, обследованию в 1897 г. Это относится и к телеутам. Однако сеоки у тех и других хорошо известны по сообщению ряда исследователей, и прежде всего В. Радлова, а также нашим собственным многолетним полевым поездкам. Челканцы состояли из двух родов, названия которых нам удалось уточнить лично.
Роды эти: Чалканыг и Шакшылыг (по Радлову же: Якши и Шалган). Верхние кумандинцы (их было в 1869 г. 576 чел.) включали также два рода: Со (или Солу) и Кубан, а нижние (их было в 1869 г. 1571 чел.) четыре: Тастар. Чооты (Йоты), Чабат и Тон (Тонг). Относительно телеутов сохранились сведения, полученные В. Радловым. Они распадались в 60-х годах XIX в. на два племени: собственно телеутов и ак-киштьшов — и расселялись на большом пространстве по нижнему течению р. Кондомы, ниже ее по Томи и в бассейне р. Чумыша (правого притока Оби).
Отсюда они выселялись в XVIII, в XIX и даже в начале XX вв. в Бийский округ в долину нижнего течения Катуни (до р. Маймы). Телеуты имели в своем составе роды: Торо, Очу, Меркит, Ак-Тумат, Чорос. Сарт, Кыпчак, Найман, Телес, Торгуя, Мундус, Тодош, Парат. Чалман. Телеуты аккиштымы делились на роды: Джоты (Чооты). Тёрт-Ас, Анг и Чунгус. Близка была к телеутам в XVIII в.. почти ничем не отличаясь от них по языку и быту, та часть «кузнецких татар», которая именовалась абинпами (аба, мн. число аба-лар). Они жили в окрестностях г. Кузнецка.
13 мар 2008, 10:25
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.