Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Москва в начале XVII века
В Кремле располагались царская резиденция, дворцовые терема и многочисленные службы. Три главных собора — Благовещенский, Успенский и Архангельский — с трех сторон окружали белокаменную Грановитую палату , В тронном зале палаты, сидя на троне, царь «правил Московское царство». Благовещенский собор был его семейным храмом. В Успенском соборе патриарх короновал московских государей. Архангельский собор служил царской усыпальницей. За соборной площадью раскинулась Ивановская площадь, окруженная тесным кольцом приказных изб. Неподалеку высились Патриарший двор и Патриарший Чудов монастырь.
Если Кремль служил средоточием политической власти, то Китай-город считался главным торжищем столицы. В «Китае» располагались дворянские и купеческие дворы. Но главной его достопримечательностью были торговые ряды с каменными лавками и амбарами. По праздничным дням Красная площадь становилась огромным рынком. Приезжий купчина или крестьянин торговал прямо с воза, московский торговый человек или стрелец — кто с прилавка, кто с лотка.
Бескрайний московский посад раскинулся за пределами Кремля и Китай-города. Подавляющая часть москвичей жила в Белом и Земляном городах. Белгородцы находились под защитой каменных стен, тянувшихся от устья Яузы до устья Неглинной. Внешнее кольцо укреплений, замыкавшееся в Замоскворечье, состояло из деревянных башен и стен, воздвигнутых на высоком земляном валу и защищенных рвами. За пределами Земляного города простирались поля, пригородные села и деревни.
Иностранцы с изумлением взирали на город, занимавший, по тогдашним представлениям, огромную территорию. «Москва — много более Лондона»,— писал английский посол Джильс Флетчер, посетивший Россию в конце XVI века. Губительное нападение татар при Грозном привело к тому, что в пределах столицы появилось немало пустошей. Самый большой пустырь подле Кремля, возникший после сожжения столицы, носил наименование Пожар и не застраивался десятилетиями. К концу царствования Ивана IV население столицы сократилось до 20 — 30 тысяч человек. В пору возрождения при Борисе Годунове число московских жителей вновь превысило 50—80 тысяч человек.
Перед путником, вступившим в пределы столицы, высились громады крепостных башен, сияли золотом купола соборов. Вид сотен церквей дополнял панораму. Но, проезжая по узким кривым улицам, путешественник неизменно видел перед собой низкие, маленькие бревенчатые избы, теснившиеся одна подле другой. В избах жили «меньшие» посадские люди — масса трудового населения Москвы. Среди посадских изб кое-где, как островки в море, разбросаны были боярские и монастырские подворья с высокими каменными палатами.
В годы бедствий столичные «черные люди» разбегались с посада, спасаясь от голода и тяжелых государевых податей. Правительство пыталось вернуть их, но не всегда добивалось успеха. Пополнение же военно-служилого населения столицы проходило куда успешнее. Уже Борис Годунов довел численность московских стрельцов до 10 тысяч человек. Большинство стрельцов имели семьи и жили отдельными слободами. Многие занимались торгом и промыслом наравне с «черными людьми».
В глазах русских людей Москва олицетворяла могущество России. Гражданская война подорвала престиж и экономическое благополучие «царствующего града». В течение полутора лет у страны было два царя и две столицы. Под боком у старой столицы, где сидел царь Василий, образовалась «воровская столица» в Тушине. Засевший в Тушине Лжедмитрий II был силен не польскою подмогой. Его лагерь не имел башен и стен, которые хотя бы отдаленно походили на мощные укрепления Москвы.
17 мар 2008, 11:40
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.