Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение "Частные и всеобщие проблемы русской жизни в прозе А.С. Пушкина"

Сочинение "Частные и всеобщие проблемы русской жизни в прозе А.С. Пушкина"

Сочинение "Частные и всеобщие проблемы русской жизни в прозе А.С. Пушкина"К циклу «Повестей Белкина» непосредственно примыкает неза­вершенная и самим Пушкиным не публиковавшаяся «История села Горюхина». Тягость крепостной неволи и свое сочувственное отно­шение к горестям и бедам закрепощенного крестьянства Пушкин подчеркнул уже названием села: «Горюхино», Стоит только вспом­нить приводимую Пушкиным запись помещичьего календаря: «4 мая. Снег. Тришка за грубость бит. 6 — корова бур^я пала. Сенька за пьянство бит. 8 — погода ясная. 9 — дождь и снег. Тришка бит по погоде». Подобные места придают нарочито наивной, бесхитрост­ной и вместе с тем исполненной сарказма «Истории...» характер яв­ной политической сатиры. Недаром манеру «смиренного» горюхинс-кого летописца подхватил и блестяще развил в своей «Истории од­ного города» наиболее сильный русский политический сатирик Сал­тыков-Щедрин. В творчестве самого Пушкина «История села Горюхина» является началом того пути, который гтривел его к созда­нию «Дубровского», а затем — «Капитанскойдонки».
 
[sms]Социально-бытовой роман «Дубровский» не был завершен. Но если бы не сохранилось пушкинских планов его продолжения, мы считали бы, что имеем дело с законченным текстсэм. Фигура «благо­родного разбойника» Владимира Дубровского несколько романти­зирована Пушкиным, зато почти все остальные образы романа — от крепостников-помещиков и продажных чиновников-подьячих до кре­постных крестьян — даны с величайшей реалистичностью. Особенно выпукло показана фигура дикого и неистового крепостника-самоду­ра Троекурова. Тонким контрастом к нему является облекающий свои крепостнические замашки и инстинкты в формы культурно-утончен­ного «европеизированного» изящества князь Верейский — знаток и любитель искусств, страстный поклонник женской красоты.
 
Глубоко правдивы и обрисованы с большим и подлинным сочув­ствием образы крепостных крестьян, особенно фигура кузнеца Ар­хипа. Жестоко расправившись с приказными, Архип с опасностью для жизни выносит из огня беспомощную кошку. Образом кузнеца великий художник-реалист возражает не только реакционным нена­вистникам крестьянства, но словно бы отвечает и себе самому на те опасения «русского бунта, бессмысленного и беспощадного», кото­рые были свойственны ему как политическому мыслителю.
 
 Особое место среди прозаических произведений Пушкина занима­ет небольшая по объему, но насыщенная глубоким социально-истори­ческим смыслом повесть «Пиковая дама». В образе главного действу­ющего лица, Германна, с его «профилем Наполеона, а душой Мефис­тофеля», Пушкин создал тип того нового буржуазного «героя», хищ­ника-стяжателя, который стал возникать в это время в русской действительности. «Деньги, вот чего алкала его душа!» — с горечью восклицает разгадавшая Германна Лиза. Человек «сильных страстей и огненного воображения», Германн скрытен, честолюбив, азартен в душе, но расчетлив и бережлив почти до скупости. Ради достижения богат­ства он готов на все: и увлечь молодую девушку, которую на самом деле не любит, и стать любовником восьмидесятилетней старухи, и даже пойти на преступление. С графической четкостью рисунка даны и остальные образы повести: старой графини, которая была прямо срисована Пушкиным с одной из титулованных старух николаевского двора, и «бедной воспитанницы» Лизы, легкомысленно-беспечного гвардейца Томского и игрока Чекалинского. Описание игры в доме Чекалинского по своему строго эпическому тону и одновременно глу­бочайшему внутреннему драмати?му принадлежит к числу самых за­мечательных страниц русской повествовательной прозы.
 
 Вообще «Пиковая дама» представляет собой одно из чудес пуш­кинского искусства. Умение писать просто, коротко и ясно, проявив­шееся с такой силой уже в «Повестях Белкина», в «Пиковой даме» достигает еще большего совершенства. Воплощая свой замысел, Пушкин идет прямым путем, ни на минуту — под влиянием внезап­ных наплывов чувств, капризной игры творческого воображения — не сходя с него в сторону. Увлекательность фабулы, живость со­зданных образов, стройность композиции, мастерство повествова­ния, необыкновенно изящного в своей простоте и вместе с тем про­никнутого тончайшей иронией, — все это делает «Пиковую даму» одним из лучших образцов новеллы в мировой литературе. [/sms]
31 мар 2008, 09:55
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.