Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение "Историко-бытовой и нравственный элемент в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»"

Сочинение "Историко-бытовой и нравственный элемент в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»"

Сочинение "Историко-бытовой и нравственный элемент в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»"«Страшная месть» — единственная в «Вечерах на хуторе» исто­рическая повесть. Писатель рисует в ней бурную эпоху борьбы укра­инского народа за свою независимость с польскими феодалами — борьбы, в которой украинский народ обращался к помощи и под­держке русского народа. В этой повести Гоголь передает старинную народную легенду, рассказывающую о страшном преступлении из­менника своей родине — отвратительного колдуна.
 
 Несмотря на фантастический элемент, в повести отразились ре­альные исторические события борьбы казачества с иноземными зах­ватчиками, с польской шляхтой. Гоголь, пользуясь мотивами народ­ных легенд, разоблачает черную, отвратительную натуру предателя, преступления которого не могут найти прощения и забвения даже по прошествии веков.
 
[sms]Пользуясь яркими эпическими красками народных песен, укра­инских «дум», рисует Гоголь образ Данилы Бурульбаша — доблес­тного патриота, мужественного борца за родину. Бесстрашно бьется он со злобным колдуном, могучей рукой уничтожает наглых захват­чиков, обманом напавших на его родную землю.
 
Предвещая эпическую силу «Тараса Бульбы», «Страшная месть» звучит как героическая поэма, посвященная доблести борцов-патрио­тов, самоотверженно сражающихся за независимость своей родины.
 
 Описание Днепра проходит через всю повесть, выражает ее ли­рическую тему, придает глубину и обобщенность ее образам. Вели­чественная картина Днепра с еще большей силой выделяет патриоти­ческую тему повести. Днепр здесь становится как бы символом ро­дины, могучей, величественной и прекрасной. Поэтические образы, эпические картины, богатейшие краски народных песен и легенд широко использованы Гоголем в «Страшной мести». Сам ритмичес­кий строй повести звучит как песня, как поэтическое повествование сказителя-бандуриста. Народность замысла — осуждение измены родине и прославление верности и доблести, преданных ее сынов — определяет, и народность образов повести.
 
Особое место занимает в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» повесть «Иван Федорович Шпонка и его тетушка». В ней показана правдивая картина быта и нравов мелкопоместного дворянства. Эта повесть отличается от остальных повестей «Вечеров» своим сатири­ческим характером, едко высмеивая паразитизм, духовную пустоту провинциального общества.
 
В повести о Шпонке Гоголь показал бессмысленное и жалкое су­ществование ничтожного и никчемного дворянина-небокоптителя, затх­лый и косный мирок провинциального дворянства. Хотя Иван Федоро­вич не лишен добродушия, скромности и сам по себе безобиден, эти качества не могут хоть сколько-нибудь восполнить его ничтожество и внутреннюю пустоту, оправдать его бессмысленное, паразитическое су­ществование в качестве хотя и мелкого, но «душевладельца».
 
 Образ Ивана Федоровича Шпонки открывает галерею гоголевс­ких дворян «существователей». Уже здесь Гоголь беспощадно выс­меял и осудил пошлость пошлого человека — как определил по­зднее отличительную тему его творчества Пушкин.
 
 Гоголь уверенной и свободной кистью рисует повседневные, буд­ничные картины помещичьего быта, заостряя в них типические чер­ты, приобретающие огромную разоблачительную силу. За внешне добродушным описанием жизни дворянских имений встает перед читателем праздная, животная, остановившаяся в своем развитии и в то же время наполненная мелкими, эгоистическими интересами жизнь их хозяев. Это мир детства хорошо знакомый писателю, мир изо­билия природных благ и в то же время полного духовного оскуде­ния, мелочности интересов их владельцев.
 
Рисуя правдивые картины быта помещиков, их якобы безмятеж­ного патриархального уклада, Гоголь показывает, что в этом поме­щичьем захолустье основной жизненной пружиной являются корыс­толюбие, нечестные проделки и плутни. [/sms]
02 апр 2008, 16:16
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.