Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение "Последняя встреча Печорина и Максима Максимы-ча. (Анализ эпизода из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)"

Сочинение "Последняя встреча Печорина и Максима Максимы-ча. (Анализ эпизода из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)"

Сочинение "Последняя встреча Печорина и Максима Максимы-ча. (Анализ эпизода из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)"Если А.С. Пушкина принято считать создателем первого реалис­тического стихотворного романа о современности, то, вероятно, Лер­монтов является автором первого социально-психологического ро­мана в прозе. «Герой нашего времени» отличается глубиной анализа психологического восприятия мира. Изображая свою эпоху, Лермонтов подвергает ее глубокому критическому анализу, не поддаваясь ника­ким иллюзиям и обольщениям, и показывает все самые слабые сто­роны своего поколения: холодность сердец, эгоизм, бесплодность деятельности. Реализм «Героя нашего времени» во многом отличен от реализма пушкинского романа. Отодвигая в сторону бытовые эле­менты, историю жизни героев, Лермонтов сосредотачивает внимание на их внутреннем мире, подробно раскрывая мотивы, побудившие того или иного героя на какие-либо поступки. Автор изображает всевозможные переливы чувств с такой глубиной, проникновеннос­тью и детализированностью, которой до той поры не знала литера­тура его времени.
 
[sms]Рассмотрим хотя бы эпизод последней встречи Печорина с Макси­мом Максимычем, их прогулку по крепостному валу после смерти Бэлы, «...долго мы ходили взад и вперед рядом, не говоря ни слова, загнув руки за спину; его лицо не выражало ничего особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер от горя. Наконец он сел на землю, в тени, начал что-то чертить палочкой на песке. Я, знаете, больше для приличия хотел утешить его, начал говорить; он поднял голову и зас­меялся... У меня мороз пробежал по коже от этого смеха...»
 
Впервые в образе Печорина в русской литературе появляется та­кое беспощадное обнажение героем своей личности. Переживания героя анализируются им же со «строгостью судьи и гражданина». Печорин говорит: «Я до сих пор стараюсь объяснить себе, какого рода чувства кипят в груди моей». Привычка к самоанализу дополня­ется навыками беспрестанного наблюдения за окружающими. В сущ­ности, все отношения Печорина с людьми являются своеобразными психологическими экспериментами, которые интересуют героя сво­ей сложностью, на время развлекают удачей. Такова история с Бэ­лой, история победы над Мери. Похожей была психологическая игра с Грушницким, которого Печорин дурачит, заявляя, что Мери он не­безразличен, чтобы потом доказать его плачевную ошибку. Печорин рассуждает о том, что «честолюбие есть не что иное, как жажда власти, а счастье — всего лишь напыщенная гордость».
 
Многие считали Лермонтова предшественником Льва Толстого, именно у Лермонтова Толстой учился приемам раскрытия внутренне­го мира персонажей, портретному мастерству и речевому стилю. Из творческого опыта Лермонтова исходил и Достоевский, однако раз­думья Лермонтова о роли страданий в духовной жизни человека, о раздвоении сознания, о крахе индивидуализма сильной личности превратились у Достоевского в изображение болезненной напряжен­ности и мучительных страданий героев его произведений. Мятежная натура Печорина отказывается от радостей и душевного спокойствия. Этот герой вечно «просит бури». Его натура слишком богата страс­тями и мыслями, слишком свободна, чтобы довольствоваться малым и не требовать от мира больших чувств, событий, ощущений.
 
Печорин причисляет себя к жалким потомкам, которые скитают­ся по земле без убеждений. Он говорит: «Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собствен­ного нашего счастья». Эта же мысль повторяется и у Лермонтова в стихотворении «Дума»:
 
Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом, И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом.
 
Каждому истинно русскому человеку становится не по себе от мысли, что М.Ю. Лермонтов рано ушел из жизни. Решал нравствен­ную проблему цели жизни, главный герой его произведения Григо-рий Печорин не смог найти применения своим способностям. «Зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А ведь, верно, было мне назна­чение высокое, так как я чувствую в душе силы необъятные», — говорит он. В этой неуверенности и лежат истоки отношения Печо­рина к окружающим людям. Он равнодушен к их переживаниям, по­этому, не задумываясь, коверкает чужие судьбы.
 
Пушкин писал о таких молодых людях: «Двуногих тварей милли­оны — для них название одно». Пользуясь пушкинскими словами, о Печорине можно сказать, что в его взглядах на жизнь «отразился век, и современный человек изображен довольно верно, с его без­нравственной душой, себялюбивой и сухой». Таким увидел свое по­коление Лермонтов.[/sms]
03 апр 2008, 08:54
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.