Стихотворение «Какая холодная осень!» послужило основой создания своеобразного рассказа И. Бунина «Холодная осень», в котором герои объясняются при помощи строк из стихов Фета.
[sms]Конечно, мастерство Бунина всегда высоко ценилось в литературном мире. Он заслуженно получил Нобелевскую премию и был великолепным стилистом, прозаиком. Но стихи самого Бунина, на мой взгляд, слишком академичны. Фет работает со строкой более живо и более тонко. Он музыкант, который пишет не нотными знаками, а словами.
Сияние северной ночи
Я помню всегда близ тебя.
И светят фосфорные очи,
Да только не греют меня...
Фет часто упоминает Север. В его трактовке он — часть родины, а потому:
Я русский, я люблю молчанье дали мразной,
Под пологом снегов как смерть однообразной,
Леса под шапками иль в инее седом
Да речку звонкую под темно-синим льдом.
В упомянутом вначале стихотворении охладевшие чувства Фет сравнивает с Севером, а сам факт близкого разрыва с любимой — с ночным пожаром, от которого нет тепла:
Какая холодная осень!
Надень свою шаль и капот;
Смотри: из-за дремлющих сосен
Как будто пожар восстает.
Так и видишь ознобный вечер, стылые сосны, она кутается в шаль, он придерживает шляпу и не знает куда девать глаза. А из-за сосен встает багровая луна...
Думается, в России мало людей, не знающих на слух романсов на слова Фета. Весьма примечательно, что обычно не поэт писал слова на предложенную музыку, а музыканты сочиняли музыку для его стихов. Они чувствовали утонченным слухом композиторов, что почти все стихи Фета звучат и сами по себе, имеют неповторимый ритм, тональность, звук, и им хотелось усилить этот звук, аранжировать его еще и инструментально. Синтез отличных стихов и хорошей музыки всегда талантлив вдвойне.
На заре ты ее не буди,
На заре она сладко ток спит,
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет но ямках ланит...
...И чем ярче играла луна,
И чем громче свистел соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней...
...Тихая, звездная ночь,
Трепетно светит луна,
Сладки уста красоты
В тихую, звездную ночь...
Стихи и песни А. Фета приняты в любых социальных слоях нашего общества. Они стали частью этого общества, неотъемлемой частью, как луна, звезды. В отличие от стихов тех поэтов, которые пытались следовать моде, угождать вкусам толпы. Тех, о которых сам Фет, с необычной для его стихов раздражительностью, говорил:
Влача по прихоти народа
В грязи низкопоклонный стих,
Ты слова гордого «свобода»
Ни разу сердцем не постиг.
Фет был свободным поэтом. Не в том смысле, который этому гордому слову придают политики и пропагандисты, а в самом лучшем, истинном — он писал что хотел и так, как хотел.[/sms]