Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Сочинение "Главные черты поэзии Ф.И. Тютчева"
Ф. Тютчев
Как поздней осенью порой
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весной
И что-то встрепенется в нас.
Это стихотворение Федора Ивановича Тютчева хорошо характеризует главные черты всей его поэзии — философичность и стилистическую простоту. Особенно часто он затрагивал мотив осени, что подсказывает нам, насколько он ценил Пушкина и в какой мере попадал под обаяние пушкинских стихов. Впрочем, в ранних стихах он откровенно подражает Пушкину:
[sms]Над этой темною толпой
Непробужденного народа
Взойдешь ли ты когда, свобода,
Блеснет ли луч твой золотой?
А вообще-то Тютчев — весьма благополучный поэт. Он имел и положение в обществе, и отличную службу, и успех у прекрасных дам, верных друзей: Гейне, Шеллинг, Лев Толстой, Фет, Пушкин. Два десятка лет он работал в дипломатическом корпусе за границей, постоянно наезжая в Россию, потом служил на хорошей должности в Министерстве иностранных дел. Его первый сборник редактировали такие именитые писатели, как И.С. Тургенев и Н.А. Некрасов.
Его стихи индивидуальны, хотя порой излишне образны и чересчур философичны. И все же лучшие его темы — темы любви, природы и России — не грешат заумностью и стилистической громоздкостью, они напоминают звонкий, кристально чистый ручей в хвойном лесу.
...А там, в торжественном покое
Разоблаченная с утра,
Сияет белая гора,
Как откровенье неземное...
...Зима недаром злится,
Пришла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора...
...Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом...
...И кто в избытке ощущений,
Когда бежит и стынет кровь,
Не ведал ваших искушений —
Самоубийство и любовь!
...Все отнял у меня казнящий Бог:
Здоровье, силу воли, воздух, сон,
Одну тебя при мне оставил он,
Чтоб я еще ему молиться мог...
...Славян родные поколенья
Под знамя русское собрать
И весть на подвиг просвещенья
Единомысленную рать...
Заметно, что поэт большей частью пользуется простым двухсложным размером — ямбом. Простые стилистические приемы, порождающие великолепные строки, — признак истинного таланта. Не зря говорят, что простота венчает оба конца шкалы гениальности. Может, поэтому автор, вдоволь пофилософствовав:
...Он милосердный, всемогущий,
Он, греющий своим лучом
И пышный цвет на воздухе цветущий,
И чистый перл на дне морском...
...Есть близнецы для земнородных
Два божества — то Смерть и Сон,
Как брат с сестрою дивно сходных —
Она угрюмей, кротче он...
и отдав дань религии:
...Душа готова, как Мария,
К ногам Хруста навек прильнуть...
...О Господи, дай жгучего страданья
И мертвенность души моей рассей...
...Был день, когда Господней правды молот
Громил, дробил ветхозаветный храм,
И, собственным мечом своим заколот,
В нем издыхал первосвященник сам...
все равно возвращается к вечным ценностям:
...Не все душе болезненное снится:
Пришла весна — и небо прояснится...
...О, страшных песен сих не пой
Про древний хаос, про родимый!
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!
...Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Тютчев при всем его увлечении славянофильством относился к России с трезвостью математика. Он не восторгался «роковым Севером», который стал для него «сновиденьем безобразным», он не скрывал своего неприятия тех мест, где родился:
Итак, опять увиделся я с вами,
Места немилые, хоть и родные.
Впрочем, не только к России относился поэт реалистично. Он и себя самого анализировал беспощадно:
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная — есть ложь.
Этот анализ порой вторгал его в пессимизм:
Судьба, как вихрь, людей метет,
И рад ли ты, или не рад,
Что нужды ей?.. Вперед, вперед!
А иногда — в философское отчаяние, где сон подобен смерти:
...Я в хаосе звуков лежал оглушен,
Но над хаосом звуков носился мой сон...
Видно, такова судьба большого поэта: жить большей частью в стихах, умирать в них и в них возрождаться.
Впусти меня! — Я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью!..
...Ущерб, изнёможенье — и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем...
В сущности, Тютчев в этой «божественной стыдливости страданья» находит универсальную формулу эмоционалэных переживаний любого большого поэта:
Тогда густеет ночь, как хаос на водах,
Беспамятство, как
Атлас, давит сушу;
Лишь музы девственную душу
В пророческих тревожат боги снах!
Этим отрывком из стихотворения «Видение» мне и хочется закончить краткий рассказ о творчестве Тютчева, поэта крайне неоднозначного, но всегда звонкого и точного.[/sms]
03 апр 2008, 13:17
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.