Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение "«Отцы и дети» в русской критике"

Сочинение "«Отцы и дети» в русской критике"

Сочинение "«Отцы и дети» в русской критике"Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» вызвал множество статей, стихотворных и прозаических пародий, эпиграмм, карикатур. Глав­ным объектом полемики был образ центрального героя романа, Ев­гения Базарова. Разногласия доходили до крайних суждений. Споры продолжались долгие годы, и страстность их не ослабевала. Очевид­но, проблематика романа сохраняла злободневность и для последу­ющих поколений.
 
[sms]В романе с исключительной остротой сказалась характерная черта таланта Тургенева, владевшего, по словам его современников, осо­бенным чутьем угадывать нарождающееся в обществе движение. Злободневность романа заключалась не только в изображении но­вого человека, но и в том, что Тургенев запечатлел картины острой, непримиримой борьбы враждебных друг другу общественных лаге­рей «отцов» и «детей». Фактически это была борьба между либе­ралами и революционными демократами.
 
Дыхание эпохи, ее типические черты ощутимы в центральных образах романа и в том историческом фоне, на котором разворачи­вается действие. Период подготовки крестьянской реформы, глубо­кие социальные противоречия того времени, борьба общественных сил в эпоху 60-х годов —• вот что нашло отражение в образах рома­на, составило его исторический фон и сущность его основного кон­фликта.
 
Поражает удивительный лаконизм тургеневского стиля: весь этот огромный материал умещается в рамках совсем небольшого романа. Писатель не дает развернутых полотен, широких картин, не вводит большого числа действующих лиц. Он отбирает лишь самое харак­терное, наиболее существенное.
 
Образ Базарова занимает центральное место в романе. Из 28 глав лишь в двух не появляется Базаров, в остальных он — глав­ное действующее лицо. Все основные персонажи романа группиру­ются вокруг него, раскрываются во взаимоотношениях с ним, резче и рельефнее оттеняют те или иные черты его облика. При этом в романе не освещается история жизни героя. Взят лишь какой-то один период этой истории, показаны лишь ее поворотные моменты.
 
Художественная деталь — точная, впечатляющая — помогает писателю кратко и убедительно рассказать о людях, о жизни страны в один из переломных периодов ее истории.
 
Меткими штрихами, используя многозначительные детали, Тур­генев изображает кризис крепостнического хозяйства. Познакомив нас со своими героями, писатель набрасывает картину жизни наро­да. Мы видим «деревеньки с низкими избенками под темными, ча­сто до половины разметанными крышами» («деревеньки», «избен­ки» — самая форма этих слов говорит о скудной, нищенской жиз­ни). Можно предположить, что голод;.'/ю скотину приходится кор­мить соломой с крыш. О многом говорит и такое сравнение: «как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями». Крестьянские коровенки, «исху­далые, шершавые, словно обглоданные», жадно щиплют первую травку. А вот и сами мужики — «обтерханные, на плохих клячон­ках». Хозяйство их скудное, нищенское — «покривившиеся моло­тильные сарайчики», «опустелые гумна»...
 
Тургенев больше не станет изображать нищету народа, но карти­на голодной дореформенной деревни, представшая перед нами в начале романа, производит такое сильное впечатление, что к ней нечего добавить. И сразу же возникает горькое раздумье: «Нет... небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюби­ем; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы... но как их исполнить, как приступить?..»
 
Этот вопрос тревожит героев романа. Николай Петрович Кирса­нов толкует «о предстоящих правительственных мерах, о комитетах, о депутатах, о необходимости заводить машины...». Павел Петрович Кирсанов возлагает надежды на мудрость правительства и на патри­архальные нравы, на народную общину.
 
Но мы чувствуем: сам народ не доверяет помещикам, враждебно к ним относится, в нем копятся мятежные силы, и пропасть между крепостными и крепостниками все углубляется. Как характерны жа­лобы Николая Петровича на наемных рабочих, на служащих из воль­ноотпущенных, на крестьян, которые не хотят платить оброк; а как отчужденно, неприветливо встречают в Марьине молодого барина («толпа дворовых не высыпала на крыльцо»).
 
Картину предреформенной России довершает горькое, как бы ненароком оброненное замечание автора: «Нигде время так не бе­жит, как в России; в тюрьме, говорят, оно бежит еще скорее».
 
 И вот на фоне этой нищеты, рабской, неустроенной жизни выри­совывается могучая фигура Базарова. Это человек нового поколе­ния, которое пришло на смену «отцам», неспособным решить основ­ные проблемы эпохи.[/sms]
03 апр 2008, 17:18
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.