Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение "Встреча странников с Оболтом-Оболдуевым. (Анализ главы «Помещик» из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)"

Сочинение "Встреча странников с Оболтом-Оболдуевым. (Анализ главы «Помещик» из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)"

Сочинение "Встреча странников с Оболтом-Оболдуевым. (Анализ главы «Помещик» из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)"Помещик был румяненький,
 Осанистый, присадистый,
 Шестидесяти лет;
Усы седые, длинные,
Ухватки молодецкие...
 
Приняв странников за грабителей, помещик выхватывает писто­лет. Узнав же, кто они и зачем путешествуют, смеется, усаживается с удобствами (подушка, ковер, рюмка вина) и рассказывает историю своего рода. Самый древний предок его по отцу «волками и лисица­ми... тешил государыню». Предок по матери — князь Щепкин, кото­рый вместе с Васькой Гусевым «пытался поджечь Москву, казну по­грабить думали, да их казнили смертию».
 
[sms]Оболт-Оболдуев с восторгом вспоминает былые времена, соб­ственных актеров, пиры, охоту, объем помещичьей власти:
 
Кого хочу — помилую,
 Кого хочу — казню,
 Закон — мое желание!
Кулак — моя полиция! 
 
Он подчеркивает, что наказывал по доброте («карал — любя»), что по праздникам в его дом для молитвы допускались крестьяне. Теперь же помещичьи дома разрушают, сады вырубают, лес воруют, а вместо усадеб «расположаются питейные дома»:
 
Поят народ распущенный,
 Зовут на службы земские,
 Сажают, учат грамоте, —
Нужна ему она!
 
Он жалуется странникам, что его призывают трудиться, а он, про­жив в деревне сорок лет, не может отличить ячмень от ржи.
 
Как и во всей поэме, в главе «Помещик» нашли свое отражение классовые противоречия — противоречия в крестьянском сознании, противоречия между бунтарским духом народа и холопским созна­нием.
 
 Кроме того, в этой главе назревает вопрос — счастлив ли народ, получивший волю? Помещик Оболт-Оболдуев несчастлив искренне. Еще бы, «поля — недоработаны, посевы — недосеены, порядку нет следа!». Как жаль, что минули «времена боярские», когда «дышала грудь помещичья свободно и легко» и когда Оболт-Оболдуев мог распоряжаться крепостными.
 
Если вдуматься и соотнести поэму Некрасова с тем, что ждет российского крестьянина в будущем, то можно и поспорить с по­этом. Известно, к чему привела власть нищих и рабов, как были записаны в кулаки и уничтожены все крепкие «фермеры», что приве­ло к тому, что Россия вынуждена покупать хлеб за границей. Изо­бильные в период старой Руси базары и лавки нынче насыщены сквер­ными продуктами, синтезированными за рубежом, крестьянства, как такового, практически нет. Тот же факт, что в поэме выведены жес­токие самодуры, вовсе не говорит о том, что большинство помещи­ков и дворян были такими. Напротив, они входили в элиту российс­кого народа. Именно дворяне вышли на Сенатскую площадь, именно они были сосланы «во глубину сибирских руд», где хранили гордое терпение. Не пьяное мужичье, не крестьянское быдло, способное только на кровавые бунты, а «князья и графья».
 
 Но эта точка зрения весьма спорна. Во времена Некрасова пафос его поэмы был смелым, новаторским. Поэт хотел понять, почему народ, получивший свободу, несчастлив.
 
 Поэма не была окончена. Семь мужиков-странников — символи­ческий образ России. В произведении, написанном старательно, как публицистическая статья, нашли свое выражение многие социальные проблемы того времени — классовые противоречия («Помещик», «Последыш»); противоречия в крестьянском сознании (народ-труже­ник и народ — пьяная, невежественная толпа); противоречия между духовностью народа и его невежеством (мечта автора о том, что мужик «не милорда глупого», а «Белинского и Гоголя с базара по­несет», осталась мечтой: нынешний «мужик» несет с базара Марини-ну и Доценко вперемешку с китайскими тряпками и самопальной водкой); противоречия между бунтарским духом и рабской покорно­стью (образы Савелия и Якова). [/sms]
04 апр 2008, 08:41
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.