Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Сочинение"Духовные поражения и победы героев Ф.М. Достоевского"
[sms]Духовное состояние (точнее бы сказать — бездуховное) «постоялого двора», состояние, когда есть только быстротечное «сейчас»
без твердых видов на «будущее», рождает и определенный скепсис сознания, мироотношение нравственного релятивизма, относительности всех человеческих ценностей. «Да зачем я непременно должен любить моего ближнего или ваше там будущее человечество, которое я никогда не увижу, которое обо мне знать не будет и которое, в свою очередь, истлеет без всякого следа и воспоминания?» — задает Аркадий Долгорукий вопрос другим, но прежде всего — самому себе. Вековечный вопрос...
без твердых видов на «будущее», рождает и определенный скепсис сознания, мироотношение нравственного релятивизма, относительности всех человеческих ценностей. «Да зачем я непременно должен любить моего ближнего или ваше там будущее человечество, которое я никогда не увижу, которое обо мне знать не будет и которое, в свою очередь, истлеет без всякого следа и воспоминания?» — задает Аркадий Долгорукий вопрос другим, но прежде всего — самому себе. Вековечный вопрос...
Но человек, если он человек, а не «вошь», не может без оснований. Теряя одни, он стремится обрести новые, лишь бы они представлялись ему надежными. Если мир по природе своей бездуховен, если «все суета сует», кроме мгновенного существования «я», то это «я» и стремится к соответствующему самоутверждению, основанному на праве своеволия. Праве ли на убийство, как у Раскольникова; на «каприз», ставящий чашку чаю для себя выше жизни всего мира, как у подпольного парадоксалиста; праве ли на казарменное мироустроение, как у героев романа «Бесы», право, опять-таки провозглашаемое эгоистическим: «Такова моя воля!»
Но для того, чтобы самоутвердиться, мало признать за собой такое право, необходимо еще, чтобы и мир признал за тобой такое право и подчинился ему. Необходимо могущество такой личности. И сознание бездуховности отыскивает для себя надежнейшее орудие самоутверждения — деньги, ибо «это единственный путь, который приводит на первое место даже ничтожество»...
«Я, — философствует подросток Достоевского, — может быть, и не ничтожество, но я, например, знаю по зеркалу, что моя наружность мне вредит, потому что лицо мое ординарно. Но будь я богат, как Ротшильд, кто будет справляться с лицом моим, и не тысячи ли женщин, только свистни, налетят ко мне с своими красотами? Я даже уверен, что они сами, совершенно искренне, станут считать меня под конец красавцем. Я, может быть, и умен. Но будь я семи пядей во лбу, непременно тут же найдется в обществе человек в восемь пядей во лбу — и я погиб. Между тем, будь я Ротшильдом, — разве этот умник в восемь пядей будет что-нибудь подле меня значить? Да ему и говорить не дадут подле меня! Я, может быть, остроумен; но вот подле меня Талейран, Пирон — и я затемнен, а чуть я Ротшильд — где Пирон, да может быть, где и Талейран? Деньги, конечно, есть деспотическое могущество...»
Ротшильдовская идея власти, первенства перед всеми тем и притягательна, тем и всесильна для потерявшего нравственную почву сознания, что эта власть и это первенство не требуют ни гения, ни духовного подвига и тем самым, по существу, общедоступны. Необходимо только отказаться от четких представлений о добре и зле, а точнее, подменить одно понятие другим. Подростка увлекает в этой идее «именно то, что не нужно гения, ума, образования, а в результате все-таки — первый человек, царь всем и каждому...»
Но в том-то и дело, что идея власти денег — идея буржуазная, в социально-историческом аспекте,— по природе своей есть не что иное, как идея власти ничтожества над миром и прежде всего над миром истинных ценностей.
«Мне нравилось ужасно, — признается подросток, — представлять себе существо именно бесталанное и серединное, стоящее перед миром и говорящее ему с улыбкой: вы Галилеи и Коперники, Карлы Великие и Наполеоны, вы Пушкины и Шекспиры... а вот я — бездарность и незаконность, и все-таки выше вас, потому что вы сами этому подчинились».
В мире господствующей посредственности человек все-таки не может и не хочет мириться с посредственностью и, не находя для себя возможности истинно творческого самопроявления, пытается хотя бы скрыться за личиной величия.
В романе «Идиот» Ганя Иволгин в минуту откровенности признается князю Мышкину: «Вы мне говорите, что я человек неоригинальный. Заметьте себе, милый князь, что нет ничего обиднее человеку нашего времени и племени, как сказать ему, что он не оригинален... Нажив деньги, знайте: я буду человек в высшей степени оригинальный. Деньги тем всего подлее и ненавистнее, что они даже таланты дают...»
Пройдет немного лет, мечтает ординарный Ганя, и все скажут: «Вот Иволгин, король Иудейский»...
Не только подросток, но даже и Ганя не сумел сделаться Ротшильдом, как, впрочем, и Раскольников — Наполеоном, ибо «беда» героев Достоевского в том, что, потеряв в мире нравственной относительности твердые духовные ориентиры, они становятся по необходимости на путь ничтожеств, прикрывающихся личинами величия, не будучи сами по природе своей ничтожными. Крушение Наполеона в Раскольникове, Ротшильда — в Аркадии Долгоруком воспринимаются как поражения. Но те же поражения оказываются и величайшими победами духовных начал в человеке над бесов-ством бездуховности, под какими бы привлекательными личинами оно ни скрычлось.
Достоевский прекрасно видел, как новая религия дьяволизма (образ, прочно вошедший в человеческое сознание как синоним обожествления денежного мешка), религия золотопоклонничества овладевает разрушенным сознанием его современников. Ротшильдовская идея подростка — идея паучья, не он владеет ею, но она им, она «вцепилась» в него, он одержим ею и вместе с тем ощущает «адский стыд» за себя, осознает, что «летит в яму». Вместе с тем подросток, как и Раскольников — духовно живые люди: «ребенок», «дите» в них сопротивляется власти беса-паука.
Дите, как и паук, тоже один из важнейших ключевых образов-символов, нервный узел единой стилевой системы мира Достоевского, сопряженный с рядом «Христа», «живой жизни» — «клейких листочков», «истины», «совести», «красоты» (той, что «мир спасет») «Земли», «России», «гармонии», «идеала Мадонны»...[/sms]
04 апр 2008, 10:57
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.