Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение"Драмы души (Позднее творчество Л.Н. Толстого)"

Сочинение"Драмы души (Позднее творчество Л.Н. Толстого)"

Сочинение"Драмы души (Позднее творчество Л.Н. Толстого)"Если бы можно было писать, кок Толстой,
 и заставить весь мир прислушаться/
Т. Драйзер
 
К концу 70-х — началу 80-х годов XIX века в мировоззрении Толстого наступил перелом, подготовленный всем ходом историчес­кого развития пореформенной России. В это время Толстой оконча­тельно порывает со своим классом и переходит на позиции патриар­хального крестьянства. На идейное содержание его произведений начинает оказывать преимущественное влияние драматическая сто­рона жизни, крушение старого общественного строя вместе с его привычками, традициями, верованиями. Отсюда повышенный инте­рес писателя к отрицательным явлениям тогдашней действительнос­ти, необычная социальная острота изображения глубинных процес­сов жизни и психологии личности, стремление в немногом (в неболь­ших по объему произведениях) сказать о многом.
 
[sms]Защищая естественное право простых людей на жизнь, Толстой выступал от имени стомиллионного русского крестьянства и подвер­гал беспощадной критике собственность, государство, мораль эксп­луататорского общества. «Всем существом» своим он понял, что в «преступлении, уже не один раз совершенном, но постоянно совер­шающемся», виноваты «те, которые живут во дворцах и ездят в ка­ретах», и что теперь в отношении к ним он находится «не в положе­нии заблуждающегося или отклоняющегося», а «в положении обли­чителя».
 
В то же время со свойственной патриархальному крестьянину слабостью Толстой обращается к Богу и со ссылками на него убеж­дает господ отказаться от своих привилегий. Посещение ночлежных домов, тюрем, московского Хитрова рынка, а также участие в оче­редной переписи населения приводят его к убеждению, что зло, про­питавшее все вокруг, можно устранить в том случае, если все люди, и бедные и богатые, забудут о личном благе и направят все свои
усилия на нравственное самоусовершенствование. Настойчивые при­зывы «проникнуться истиной Христа» и «самоусовершенствоваться» проходят у Толстого через все его публицистические и художествен­ные произведения этого периода («Исповедь», «В чем моя вера», «Так что же нам делать?», «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Власть тьмы», «Плоды просвещения»).
 
С огромной силой разоблачающего реализма осуждает в них Толстой жизнь богатых классов. Критика общественных обманов реализуется в этих произведениях с помощью психологического са­мораскрытия героя. Это, по выражению Р. Роллана, истинные «дра­мы души», в которых личное раскаяние вершит суд над всем окру­жающим. Картина расплаты умирающего Ивана Ильича за то, что он прожил жизнь не так, как надо, с мучительным сознанием того, что теперь ничего нельзя поправить, потрясает своим правдоподобием. В «Крейцеровой сонате» герой не умирает. Толстой не зажигает здесь того «света», который, как вспышка, возникает и гаснет в душе уми­рающего Ивана Ильича в момент его последнего вздоха. Он описы­вает условия, в которых совершалось падение героя, распутывает цепь преступлений, приведших Позднышева к душевной катастрофе.
 
Особенность произведений позднего периода творчества Толсто­го состоит в том, что в них в своеобразной форме нашли отражение характерные черты исторической деятельности. Лучшие устремления Толстого идут в них не от религии, а от жизни. Проповедь Толстым новой веры, очищенной религии, соединенной в его публицистичес­ких и художественных произведениях с критикой казенной церкви, суда, правительственных насилий, воспринималась в официальных кругах как «пропаганда самого крайнего, самого разнузданного со­циализма». Высказывалось мнение о необходимости заточения Тол­стого в тюрьму, определения его в дом умалишенных и т.п. Особен­но ополчилась реакция против писателя после выхода в свет романа «Воскресение». В 1901 году святейший синод отлучил Толстого от церкви.[/sms]
04 апр 2008, 18:00
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.