Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение"«Сказки для детей изрядного возраста»"

Сочинение"«Сказки для детей изрядного возраста»"

Сочинение"«Сказки для детей изрядного возраста»"Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообраз­но. Он писал романы, драмы, хроники, очерки, обозрения, расска­зы, статьи, рецензии. Среди огромного наследия сатирика особое место занимают его сказки.
 
[sms]Форму народной сказки использовали многие писатели до Щед­рина. Литературные сказки, написанные в стихах или в прозе, вос­создавали мир народных представлений, народной поэзии, а иногда заключали в себе и сатирические элементы, — например, сказки Пушкина «О попе и о работнике его Балде», «О золотом петушке». Остросатирические сказки создает Щедрин, продолжая пушкинскую традицию.
 
Сказки — итог многолетних жизненных наблюдений, итог всего творческого пути писателя. В них сплетается фантастическое и ре­альное, комическое сочетается с трагическим, в них широко исполь­зуется гротеск, гипербола, проявляется удивительное искусство эзо­пова языка. В сказках мы встречаем всех щедринских героев. Здесь и тупые, свирепые, невежественные правители народа, его эксплуа­таторы («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «Дикий поме­щик»); здесь и сам народ, трудолюбивый, талантливый, могучий и вместе с тем покорный своим эксплуататорам («Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил», «Коняга»); здесь и народ про­буждающийся, ищущий правды и свергающий иго самодержавия («Во­рон-челобитчик», «Путем-дорогою», «Богатырь»). В сказках рисует­ся предательство либералов («Либерал», «Вяленая вобла»), трусли­вая ограниченность обывателя («Здравомысленный заяц»).
 
Во многих сказках Щедрина звучит вера в конечное торжество положительных идеалов. Эта вера освещает светом оптимизма го­рестные страницы его сатиры. Так, в сказке «Пропала совесть» Щед­рин клеймит мир хищников, стяжателей и лихоимцев — общество, потерявшее совесть. Но писатель выражает уверенность в том, что совесть, выброшенная, как ненужная старая тряпица, попав в колы­бель, где лежит маленькое русское дитя, найдет в нем своего за­щитника.
 
Как и Некрасов, Щедрин писал свои сказки для народа, для са­мых широких читательских кругов. Он обращался к устному народ­ному творчеству, обогащая традиционные образы и сюжеты новым, революционным содержанием. Мастерски использовал сатирик на­родный язык, а также язык публицистики, и канцелярский жаргон, и архаизмы, и иностранные слова.
 
Щедрин широко использовал образы народных сказок о жи­вотных: жадного волка, хитрой лисы, трусливого зайца, глупого и злого медведя. Однако сатирик вводил в мир народной сказки зло­бодневные политические мотивы и с помощью традиционных, при­вычных сказочных образов раскрывал сложные проблемы совре­менности.
 
Так, в сказке «Медведь на воеводстве» туповатый, иногда злой, иногда добродушный сказочный косолапый медведь под пером са­тирика приобретает черты мракобеса-администратора, который ис­требляет крамолу, притесняет народ и уничтожает просвещение.
 
Взаимоотношения народа и господствующих классов раскрыва­ются в «Повести о том, как мужик двух генералов прокормил». В отличие от тупых паразитов-генералов мужик в этой сказке ловок, силен, мастер на все руки, великий умелец и великий труженик. И в то же время он покорен генералам, привык на них работать, им под­чиняться; он беспрекословно их обслуживает и даже по повелению генералов сам вьет веревку, которой они хотят привязать его к дере­ву, чтобы он «не убег». Салтыков бичует эксплуататоров народа и с горечью рисует народ, отравленный ядом рабской психологии. При­зыв к пробуждению, к борьбе против тупых и жадных генералов — вот сокровенный смысл сказки.
 
Сатирик бичевал в своих сказках не только слабости и пороки. Например, в сказке «Премудрый пескарь» с горькой насмешкой ри­сует он образ до смерти перепуганного обывателя, «остолопа, кото­рый не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а все только распостылую свою жизнь бережет». В этой сказке ста­вятся исключительно важные (и не только для эпохи Щедрина) фи­лософские проблемы: в чем смысл жизни и назначение человека, к каким идеалам он должен стремиться, как жить?
 
Образ мелкой, жалкой рыбешки, беспомощной и трусливой, как нельзя лучше характеризует дрожащего обывателя. Писатель припи­сывает рыбе человеческие свойства и вместе с тем показывает, что человеку присущи «рыбьи» черты. Таким образом, «пескарь» — это определение человека, это художественная метафора, метко харак­теризующая породу людей-обывателей, трусливых и жалких.
 
Вся биография пескаря сводится к краткой формуле: «Жил — дрожал и умирал — дрожал». Своей сказкой писатель хочет сказать читателю: живи так, чтобы давать людям тепло и свет, ибо счастье может быть лишь одно — приносить счастье другим.
 
Созданные сатириком образы рыб, животных, птиц стали нари­цательными. Если мы говорим про человека: это настоящий карась-идеалист, этот — вяленая вобла, а тот — премудрый пескарь, то всем ясно, какие качества мы имеем в виду.[/sms]
07 апр 2008, 08:35
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.