Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение"На вершинах русской сатиры"

Сочинение"На вершинах русской сатиры"

Сочинение"На вершинах русской сатиры"Воспитывайте в себе идеалы
будущего, ибо это своего рода
 солнечные лучи, без
оживотворяющего действия которых
 земной шар обратился бы в камень.
 М. Салтыков-Щедрин
 
[sms]Творчество великого русского писателя М.Е. Салтыкова-Щед­рина занимает почетное место в национальной и мировой литера­туре. Он сделал сатиру могучим оружием политической борьбы и вместе с тем светочем высочайших гуманистических идеалов. Са­тира в его произведениях перестала быть одной из проселочных дорог литературы. В ее лоне писатель сумел использовать колос­сальные возможности реализма, создать произведения глубочай­шего общественного и эстетического содержания. Сатира Салты­кова-Щедрина по праву выдвинулась на передний край демокра­тической русской культуры прошлого столетия. И это была уже не бытовая, как у Фонвизина, и не социально-нравственная, как у Гоголя, а боевая политическая сатира. На протяжении сорока лет в самодержавной России звучал могучий и страстный голос писа­теля, неустанно бичевавшего смехом, негодованием, презрением царских помпадуров, одичавших обитателей помещичьих гнезд, а потом и российских «Разуваевых», хищную и дремуче невеже­ственную русскую буржуазию. Но ни с чем не сревнима самоот­верженная и бесконечно разнообразная по оттенкам смеха борь­ба Салтыкова-Щедрина с русским и зарубежным либерализмом. И в крепостнические, и в послереформенные годы он неустанно клеймил «аблакатов Балалайкиных», их «размазисто-стыдливо-пу-стопорожнее красноречие», оборачивавшееся попустительством и предательством в трагические минуты русской истории.
 
Формирование общественных и литературных взглядов писателя началось еще в эпоху тайного распространения в России социально-утопических теорий, а затем и могучей революционно-демократи­ческой проповеди В.Г. Белинского. Во время вятской ссылки Салты­кову-Щедрину пришлось впрямую столкнуться с царской провинци­ей, с чиновничьим и помещичьим губернским кланом. Он многое понял и пережил в эти годы. 
 
В бурные шестидесятые годы он познакомился с революционно-демократическими деятелями «Современника», во многом прибли­зился к их воззрениям на политический момент и на движущие силы истории. Этому сближению сильно помогла и крепнувшая в нем не­нависть ко всем формам социального и духовного насилия, основан­ная на широких наблюдениях и анализе действительности.
 
Именно в эти годы Салтыков-Щедрин создает произведения, от­личающиеся особенной идейно-художественной зрелостью: «Сати­ры в прозе», «Помпадуры и помпадурши», «История одного горо­да», «Благонамеренные речи», «В среде умеренности и аккуратнос­ти». Знамя революционной демократии и социального прогресса он сумел пронести сквозь тяжелые времена реакции, через «эпоху кон­трреформ», когда его сатира приобрела трагические оттенки, но при этом не потеряла ни аналитической глубины, ни идейно-художествен­ной монолитности. Да и сам писатель в эти трудные годы был образ­цом твердости, стойкости и выдержки.
 
В основе сурового, а подчас и трагического смеха Салтыкова-Щедрина лежали не скепсис и безверие, а ни с чем не сравнимая уверенность в торжестве идеалов гуманизма, предчувствие неиссяка­емых духовных сил народа. Именно это делало его сатиру такой значительной, цельной и мудрой. «И чем сильнее удивление к храму, в котором благодетельно воспитывается человеческая мысль, — пи­сал Салтыков-Щедрин, — чем страстнее преданность к интересам этой мысли, тем сильнее и страстнее становится негодование, воз­буждаемое заразными притонами, которые стремятся заслонить храм и внести в него заразу, гниение и разврат». Писатель наполнял свои произведения не образами отдельных «злодейских» лиц, а мыслью о негодности всего эксплуататорского общественного строя: «Моя резкость имеет в виду не личности, а известную совокупность явле­ний, в которой и заключается источник всех зол, угнетающих чело­вечество».[/sms]
07 апр 2008, 08:40
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.