Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 20 века » Сочинение"«Без имени — нет человека». (По пьесе М. Горького «На дне»)"

Сочинение"«Без имени — нет человека». (По пьесе М. Горького «На дне»)"

Сочинение"«Без имени — нет человека». (По пьесе М. Горького «На дне»)"Во все века человек стремился к познанию своего «я». Одна из основных, может быть, главных целей искусства — раскрытие этой тайны. Открыть человеку глубины его души, сделать его лучше, сильнее — в той или иной степени этого добивается каждый писатель. Особенно это свойственно рус­ской литературе с ее глубочайшими нравственно-философ­скими корнями. Проблему добра и зла, силы и слабости чело­века пытались разрешить великие умы, люди, много выстра­давшие и испытавшие, — Пушкин, Толстой, Достоевский. М. Горький столкнулся с этой проблемой очень рано. Уже в первых произведениях молодого писателя проявился не толь­ко незаурядный талант рассказчика и художника, но и уме­ние отстаивать свои убеждения. И позже опыт жизни не при­тупил таланта, вера в свою правоту лишь окрепла. В связи с этим возникает важнейший вопрос: как действительно силь­ный человек относится к окружающим? Это один из основ­ных вопросов, ответ на который не может дать вся мировая литература.
 
[sms]В более поздних произведениях Горький усложняет воп­рос: одиночество среди людей — следствие ли это силы или слабости? И дает ответ: сильный не может быть одинок, он всегда среди людей — пусть чуждых ему по духу, но страда­ющих. И это понимает Сатин после встречи с Лукой. Но взгля­ды этих героев все же расходятся в главном. Лука считает, что слабый должен найти в жизни опору и обязанность силь­ного — помочь ему в этом. Сатин уверен, что на самом деле сильному не нужна опора и ждать лучшего будущего в без­действии — не для настоящего человека.
 
Он приходит к этому убеждению не сразу. Вполне воз­можно проследить за его развитием по ходу пьесы. При пер­вой встрече с обитателями ночлежки видно, что перед нами люди глубоко страдающие и одинокие. Попав на самое «дно» жизни после многих лишений, они стали безжалостны к себе и к другим. Каждый замкнут на своем горе и ведет о нем нескончаемый рассказ, не слушая никого и не желая быть услышанным. Ответ на жалобы — смех, издевательства. Ба­рона, живущего за счет Насти, лишь забавляют ее слезы и фантазии. Клещ презирает всех, он, «рабочий человек», выр­вется из ночлежки, он не таков, как все ее обитатели. И толь­ко после смерти Анны, продав все свои инструменты и поте­ряв всякую надежду, он понимает и принимает их как товари­щей по несчастью.
 
Каждый герой пьесы ищет опору в уходе от жестокой ре­альности. Наташа и Васька Пепел мечтают о будущем. Анна надеется на успокоение после смерти. Актер грезит о про­шлом, с каждым разом расцвечивая его все более яркими красками. Настя, у которой нет ни прошлого, ни будущего, уходит от настоящего в воображаемый мир «чистой любви». Лука попытался перенести их мечты в реальный мир, и они потерпели крах одна за другой. Ведь эти мечты не облегчают реальности, а лишь в малой степени заменяют ее. Всем им остается лишь беспробудное пьянство, ибо пробуждение страшно.
 
Только сильный человек, утверждал Горький, способен смотреть в лицо реальности. Но без цели в жизни, без уве­ренности в своих возможностях изменить мир он не способен и не может противостоять невзгодам. И мы видим людей силь­ных духом, но не знающих долга перед собой и окружающи­ми. Бубнов, которому многое дано, уже утратил себя. Барон издевается над всеми и быстро теряет человеческие черты. Сатин лишь в начале этого пути. Кто знает, какая судьба жда­ла его, не появись в ночлежке Лука. Недаром Сатин позже скажет, что Лука подействовал на него, как кислота на потуск­невшую монету. Сатин понимает, что назначение сильного — не утешать страдающих, а искоренять страдание, зло. Это одно из самых твердых убеждений Горького.
 
Для Горького сила — в стремлении вперед, «к свободе, к свету». Лишь горячее сердце и сильная воля, вера в победу помогут пройти этот путь. И память о тех, кто на этом пути пожертвовал собой ради других, как звезды — искры сердца Данко будут освещать дорогу идущим следом.[/sms]
08 апр 2008, 16:08
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.