Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 20 века » Сочинение"«Существует только человек...» (По пьесе М. Горького «На дне»)"

Сочинение"«Существует только человек...» (По пьесе М. Горького «На дне»)"

Сочинение"«Существует только человек...» (По пьесе М. Горького «На дне»)"Пьеса М. Горького «На дне» была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. Горький долгое время не мог подобрать для нее точ­ного названия. Первоначально пьеса называлась «Ночлежка», затем «Без солнца» и, наконец, «На дне». В этом названии заложен огромный смысл. Люди, которые попали на «дно», уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни.
 
[sms]Тема униженных и оскорбленных не нова в русской лите­ратуре. Вспомним героев Достоевского, которым тоже «уже некуда больше идти». Много сходных черт можно найти у этих героев: это тот же мир пьяниц, воров, проституток и су­тенеров. Только он еще более страшно и реалистично пока­зан Горьким. В пьесе «На дне» зрители впервые увидели не­знакомый им мир отверженных. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной уча­сти мировая драматургия еще не знала. Под сводами косты­левской ночлежки оказались люди самого различного харак­тера и социального положения. Каждый из них наделен свои­ми индивидуальными чертами. Здесь и рабочий Клещ, мечта­ющий о честном труде, и Пепел, жаждущий правильной жиз­ни, и Актер, весь поглощенный воспоминаниями о своей бы­лой славе, и Настя, страстно рвущаяся к большой, настоящей любви. Все они достойны лучшей участи. Тем трагичнее их положение сейчас.
 
Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, — трагические жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком и обречен вла­чить жалкое существование. Горький не дает подробного из­ложения биографий героев пьесы, но и те немногие черты, которые он воспроизводит, прекрасно раскрывают замысел автора. В немногих словах рисуется трагизм жизненной судь­бы Анны. «Не помню, когда я сыта была, — говорит она. — Над каждым куском хлеба тряслась... Всю жизнь мою дрожа­ла... Мучилась... как бы больше другого не съесть... Всю жизнь в отрепьях ходила... всю мою несчастную жизнь...» Рабочий Клещ говорит о безысходной своей доле: «Работы нет... силы нет... Вот — правда! Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо... Вот правда!»
 
Обитатели «дна» выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, ему грозит «дно», немину­емая нравственная, а нередко и физическая гибель. Погибает Анна, кончает с собой Актер, да и остальные измотаны, изу­родованы жизнью до последней степени. И даже здесь, в этом страшном мире отверженных, продолжают действовать волчьи законы «дна». Вызывает отвращение фигура содер­жателя ночлежки Костылева, одного из «хозяев жизни», ко­торый готов даже из своих несчастных и обездоленных по­стояльцев выжать последнюю копейку. Столь же отвратительна и его безнравственная жена Василиса. Страшная участь оби­тателей ночлежки становится особенно очевидной, если со­поставить ее с тем, к чему призван человек.
 
Под темными и угрюмыми сводами ночлежного дома, сре­ди жалких и искалеченных, несчастных и бездомных бродяг заучат торжественным гимном слова о человеке, о его призва­нии, о его силе и его красоте: «Человек — вот правда! Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Человек! Это вели­колепно! Это звучит гордо!» Гордые слова о том, каким дол­жен быть и каким может быть человек, еще резче оттеняют ту картину действительного положения людей, которую рисует писатель. И этот контраст приобретает особый смысл...
 
Пламенный монолог Сатина о человеке звучит несколько неестественно в атмосфере непроглядной тьмы, особенно после того, как ушел Лука, повесился Актер, посажен в тюрь­му Васька Пепел. Эту неестественность чувствовал сам писа­тель и объяснял ее тем, что в пьесе должен быть резонер (выразитель мыслей автора), но героев, которых изобразил автор, трудно назвать выразителями чьих-либо идей вообще. Поэтому и вкладывает свои мысли Горький в уста Сатина, самого свободолюбивого и справедливого персонажа.[/sms]
09 апр 2008, 09:36
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.