Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 20 века » Сочинение"«Не всегда правдой душу вылечишь...» (По пьесе М. Горького «На дне»)"

Сочинение"«Не всегда правдой душу вылечишь...» (По пьесе М. Горького «На дне»)"

Сочинение"«Не всегда правдой душу вылечишь...» (По пьесе М. Горького «На дне»)"Максим Горький — литературное имя известного писателя Алексея Максимовича Пешкова. Родился он в Нижнем Новго­роде в 1868 году. По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежал к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе. Апологет босячества вышел из впол­не буржуазной среды. Рано умерший отец его из обойщиков выбился в управляющие большой пароходной конторы; дед со стороны матери, Каширин, был богатый красильщик.
 
[sms]В семь лет Горький остался круглым сиротой, а дед начал разоряться, и для заброшенного, почти не знавшего ласки мальчика наступила та эпопея скитаний и тяжелых невзгод, которая побудила его избрать столь символический псевдо­ним. Первый рассказ будущего певца революции, сокола и буревестника мятежных лет борьбы с царским режимом, силь­но отдавал романтизмом и плохо переваренным ницшеанством. Современник Горького А.Богданович писал: «От большинства очерков г. Горького веет этим свободным дыханием степи и моря, чувствуется бодрое настроение, что-то независимое и гордое, чем они резко отличаются от очерков других авто­ров, касающихся того же мира нищеты и отверженности».
 
Особую группу представляют собой театральные пьесы Горького. Драматического таланта в непосредственном смыс­ле — умение завязать драматический узел, а затем развязать его, сконцентрировать внимание зрителя на одном пункте и вообще дать нечто цельное, — у Горького совсем нет. Он дает ряд отдельных картин, отдельных характеристик и блес­тящих, врезающихся в память афоризмов и ярких словечек. В литературно-художественной иерархии пьес первого пери­ода деятельности Горького довольно слабы «Дачники», «Дети Солнца». По содержанию все это чрезмерно жестокие напад­ки на интеллигенцию за отсутствие глубины и искренности и в лучшем случае за беспочвенность.
 
Серьезный литературный интерес представляет только пер­вая пьеса Горького, «Мещане», и, несомненно, крупное место в русской драме занимает «На дне». В «Мещанах» интересно разработаны разложение старого мещанско-купеческого быта и трагедия разлада между старым и молодым поколениями. Автор приветствует появление на арене жизни здоровой тру­довой интеллигенции, верящей в свои силы и способность устроить свою жизнь по собственному идеалу. Представители этой поросли не лишены, однако, известной дозы самодо­вольства и впадают, таким образом, в мещанство нового рода.
 
Коронная пьеса Горького «На дне» тесно связана с типа­ми «бывших людей», блестяще разработанными в прекрас­ном рассказе, так и озаглавленном: «Бывшие люди». Перед нами опять ночлежка, опять мнимые босяки, ярко и образно философствующие о смысле жизни. Герои пьесы — большей частью люди, которых никак нельзя причислить к сентимен­тальной породе «униженных и оскорбленных». Они нимало не жаждут сострадания, они принципиальные враги существу­ющего порядка; работу презирают, в благотворность ее не верят. Но помимо воли все существо их проникнуто тоской по чему-то положительному, хотя бы в форме какого-нибудь красивого призрака.
 
Центральной фигурой пьесы является своеобразный пра­ведник, странник Лука, создающий целую стройную теорию возвышающего обмана. В лице Луки индивидуализм доведен до крайних пределов: «Все существует постольку, поскольку я тут причастен». Есть ли Бог? «Коли веришь, есть; не ве­ришь, нет... Во что веришь, то и есть». Нужна ли истина даже в смысле простой достоверности? Если она разрушает прият­ную мне иллюзию — будь она проклята. Проститутка Наташа, начитавшись бульварных романов, с жаром рассказывает со­товарищам по ночлежке, что в нее был когда-то влюблен сту­дент «Гастоша», который от безнадежной любви к ней заст­релился. Ночлежники хохочут, но Лука ласково ей говорит: «Я — верю! Твоя правда, а не ихняя... Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь... значит, была она! Была». Умира­ющую жену сапожника он с жаром уверяет, что ее ждет рай и что «смерть нам — как мать малым детям». Спившийся Актер живет мечтой о чудной санатории с мраморными полами. И это сосредоточение всего мира в сознании личности полу­чает свое центральное выражение в ставшем знаменитым изре­чении мнимого циника Сатина: «Человек — это звучит гордо!»
 
Яркое сознание личности и составляет тот лейтмотив, ко­торый проходит через всю литературную деятельность Горь­кого. Но столь же важно для характеристики писателя и то, что сознание личности теснейшим образом связано в нем со стремлением к идеалу. Устами Актера из «Дна» он с увлече­нием повторяет: «Слава безумцу, который навеял человече­ству сон золотой». И в общем, лучшей частью своей литера­турной деятельности Горький входит в историю культуры как человек, пропевший могучую песнь «безумству храбрых».
 
Горький тесно примкнул к партийной работе русской со­циал-демократии, принимая деятельное участие практически во всех начинаниях партии. Было бы очень неосторожно при­писать громкую известность писателя лишь непосредствен­ным свойствам его таланта. В наше время усиленного обще­ния даже между самыми отдаленными пунктами земного шара всякое явление, которому по тем или иным причинам удалось обратить на себя внимание, приобретает известность, о кото­рой прежде не могло быть речи. К каждому источнику света приставлен теперь огромнейший рефлектор, к каждому ис­точнику звука — гигантский рупор. Несомненно, что элемент моды, помноженный на увеличительную силу новейшего меж­дуобластного и международного обмена, сыграл ведущую роль в размерах успеха, доставшегося на долю Горького. Тем не менее самый успех заслужен им вполне законно. Он обуслов­лен прежде всего тем, что у Горького было яркое, истинно художественное дарование, которое не решаются отрицать самые злые ненавистники писателя. Основные свойства его таланта: замечательная наблюдательность и колоритность, заражающая читателя свежесть восприятия, высокое разви­тие чувства природы, первостепенная меткость афоризма.[/sms]
09 апр 2008, 09:50
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.