[sms]Когда Пастернак, сам великолепный музыкант, обращается к теме музыки, особенно к боготворимому им Шопену, то накал его поэзии становится полифоническим:
Гоемит Шопен, из окон грянув,
А снизу, под его эффект,
Прямя подсвешники каштанов,
На звезды смотрит прошлый век...
Казалось бы, совсем несопоставимо: «гремит», «грянув». Но как точно!
Дальше — еще мощнее:
В конце ж, как женщина, отпрянув
И чудом сдерживая прыть,
Впотьмах приставших горлопанов,
Распятьем фортепьян застыть!
«Распятье фортепьян» часто присутствует в поэзии Пастернака. Его поэтический герой
...чешуи не знает на сиренах,
И может ли поверить в рыбий хвост
Тот, кто хоть раз с их чашечек коленных
Пил бившийся как об лед отблеск звезд?
Лирика Пастернака живо перекликается с поэзией Шекспира, Фета, Тютчева, Верлена, Рембо, Гете. Возможно, он даже импровизирует их как музыку.
...Снаружи вьюга мечется
И все заносит в лоск,
Засыпана газетчица,
И заметен киоск.
... Так играл над землей молодою
Одаренный один режиссер,
Что носился как дух над водою
И ребро сокрушенное тер.
...И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,
- Нагой, трепещущий ольшаник
В имбирно-красный лес кладбищенский,
Горевший как печатный пряник.
Это, кстати, закономерно для столь интеллигентного поэта и переводчика таких «трудных» писателей, как Гете, Шекспир, Клейст, Бен Джонсон...
Тщательность познания выражена Пастернаком в одном из ключевых стихотворений:
Во всем мне хочется дойти
До самой сути:
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До основанья, до корней,
До сердцевины.
Но философичность никогда не превращалась у поэта в дидактику. Филигранная стилистика и сила чувств поражают и ныне. Он «разбивал стихи, как сад, всей дрожью жилок...».
Отторгнутый от литературы, преданный («я один, все тонет в фарисействе»), понимающий, что «жизнь прожить — не поле перейти», Пастернак остается поэтом. И знаменитый «Доктор Живаго» также пронизан поэзией, а стихи и в этой книге составляют важный музыкальный и сюжетный стержень. [/sms]